Лариса Баранник
DIR|Floortime — альтернативный подход к структуре прикладного поведенческого анализа
▼ Скачать + Заказать документы
DIR/Floortime – альтернативный подход к структуре прикладного поведенческого анализа
Аннотация: Floortime - это ориентированный на ребенка подход, при котором родители, учителя и терапевты участвуют в игре, которая интересует ребенка. Предполагается, что дети-аутисты должны научиться фокусироваться и взаимодействовать с окружающими, чтобы повысить внимание и улучшить социальные навыки. Floortime может помочь установить связи в мозгу ребенка, которые будут способствовать развитию социальных, эмоциональных и интеллектуальных навыков. Ориентированный на ребенка характер терапии создает прочные социальные связи с родителями, терапевтами и другими людьми, связанными с ребенком
Публикация «DIR|Floortime — альтернативный подход к структуре прикладного поведенческого анализа» размещена в разделах
Ключевые слова: DIR/Floortime, альтернативный подход, развитие социальных, эмоциональных и интеллектуальных навыков, взаимодействие с окружающими, чередование активностей, фундаментальный аспект, эффективное общение.
Д-р Стэнли Гринспен впервые предложил занятия для детей, страдающих аутизмом, в качестве альтернативного подхода к структуре прикладного поведенческого анализа (АБА). Междисциплинарный совет по проблемам развития и обучения дополнительно расширил модель лечения с помощью подхода DIR / Floortime, который включает другие методы лечения, такие как логопедия и трудотерапия. Floortime - это ориентированный на ребенка подход, при котором родители, учителя и терапевты участвуют в игре, которая интересует ребенка. Предполагается, что дети-аутисты должны научиться фокусироваться и взаимодействовать с окружающими, чтобы повысить внимание и улучшить социальные навыки. Floortime может помочь установить связи в мозгу ребенка, которые будут способствовать развитию социальных, эмоциональных и интеллектуальных навыков. Ориентированный на ребенка характер терапии создает прочные социальные связи с родителями, терапевтами и другими людьми, связанными с ребенком. Родители играют существенную роль в терапии своего ребенка в этой модели, в отличие от АБА или других методов лечения, которые практикуются профессионалами. Плавный подход Floortime к терапии аутизма учитывает индивидуальные потребности каждого ребенка, поскольку он следует его примеру. Floortime и DIR / Floortime используют :
• спонтанная игра
• полуструктурированная игра
• сенсорная деятельность
• двигательная активность
Примеры действий, которые используют принципы модели DIR / Floortime : через туннель - покажите ребенку, как водить игрушечную машинку по полу, сначала продемонстрировав действие для него. Сделайте из своих рук туннель и предложите ему проехать на игрушечной машине внизу и через туннель. Хвалите его за любые усилия, которые он делает.
Прочитайте книгу - сядьте с ребенком и попросите его выбрать книгу, которую он хочет прочитать. Используйте интерактивные книги с откидными створками или предметами прикосновения, чтобы далее увеличить опыт и побудить его переворачивать страницы.
Игра в мяч - позвольте вашему ребенку выбирать из множества различных размеров шариков. Помогите ему перекатить мяч по полу, бросить мяч в корзину или поиграть с вами.
Сортировка по цвету - купите цветные корзины или положите кусочек цветной ленты на корзинки и помогите ребенку сортировать игрушки и карандаши одного цвета в соответствующую цветную корзину или ведро.
Строительные блоки или конструктор - по очереди стройте башню как можно выше с помощью пластиковых блоков или Lego. Это поощряет игру по очереди, и это может помочь вашему ребенку выучить цвета и их соответствие.
Танцуй со мной - включите любимые песни для себя или своего ребенка и танцуйте в гостиной. Подражайте движениям вашего ребенка и поощряйте его подражать вашим.
Сделай шаг - вырежьте квадраты из различных текстурированных материалов (ткань, алюминиевая фольга, пузырчатая пленка и вощеная бумага) и проложите путь, по которому ваш ребенок будет ходить. Эта сенсорная деятельность подвергает ребенка различным текстурам при использовании общих моторных навыков.
Пазлы - позвольте вашему ребенку выбрать любимую головоломку и по очереди размещайте кусочки в соответствующих местах. Помните, что цель мероприятий Floortime - позволить ребенку вести игру, а вы присоединитесь к ней. Родители побуждают своего ребенка изучать различные аспекты игры и учиться по очереди и социальной взаимности.
Ролевая игра (пикник, чаепитие, построить город). Используйте карточки ПЕКС или картинки с различными выражениями и спросите: «Как она себя чувствует? Покажите мне счастливое лицо».
Мероприятия флортайм аккуратно подталкивают детей к более глубоким социальным связям посредством совместного участия. Взрослые попадают в мир ребенка, чтобы привлечь его, а не взять под контроль сеанс. Вы можете выбрать модель Гринспена или выбрать занятия на полу, которые могут помочь вашему ребенку в достижении других целей. Занимательные действия могут удержать ребенка на задании, но вы также можете перенести академическую и поведенческую терапию на пол. Попробуйте задачи, которые ваш ребенок уже освоил в рамках дискретного исследования и прикладного анализа поведения (AБA). Это укрепляет освоенные навыки, перемещая их в новую обстановку.
При взаимодействии с ребенком- аутистом также очень важно помнить о коммуникации, ведь общение - это не просто использование слов для выражения мыслей и чувств. Социальное общение требует взаимных обменов, которые могут потребовать практики.
Не забывайте учить своего ребенка, что веселье является частью подхода. Не бойтесь быть глупыми и занимательными, чтобы ваш ребенок был занят. Сохранение урока будет способствовать обучению, поэтому избегайте давления на ребенка в направлении достижения желаемых целей. Скрытное обучение, замаскировано.
Список литературы
1. Гринспен С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления/ С. Гринспен, С. Уидер. М. :Теревинф, 2013.512с.
2. Гринспен С., Селмон Ж. Ребенок-тиран: Как найти подход к детям «трудных» типов. М. : Ломоносовъ,2010. с. 464с.
3. Морозова С. С. Коррекционная работа при осложненных формах детского аутизма. Ч. I, ч. II. М., 2004
4. Хаустов А. В., Богорад П. Л., Загуменная О. В. и др. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие/ Под общ. ред. А. В. Хаустова. М. :ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ,2016.125с.