Анастасия Швецова
Формирование навыков общения у старших дошкольников со сверстниками в разных видах игр
▼ Скачать
Формирование навыков общения у старших дошкольников со сверстниками в разных видах игр
Дипломная работа на тему
Современные тенденции развития системы образования в России связаны с реализацией запроса на оптимальное обновление его содержания и методов в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры. Общественный заказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью – подготовкой подрастающего поколения к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе, способного к решению глобальных проблем человечества. Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков является одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению и способствует дальнейшему успешному освоению им школьной программы. Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования на речевое и коммуникативное развитие детей обращается особое внимание. В период дошкольного возраста дети постепенно осваивают коммуникативную деятельность, у них формируются новые формы общения. К концу старшего дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает внеситуативно-личностную форму, общение со сверстниками становится ситуативно-деловым, что свидетельствует о сложившейся тенденции к стабильному развитию коммуникативных умений детей (М. И. Лисина, А. В. Петровский, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова и др.). Коммуникативные умения и общение как таковое – многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, А. В. Коломинский, А. Н. Леонтьев и др.). Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Если у ребенка недостаточно сформированы коммуникативные умения в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть проблемы в межличностного и внутриличностного характера. Основные положения теории деятельности, богатый педагогический опыт отечественных педагогов указывают на глубокие возможности игры, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, способствующей формированию социальных и личностных качеств детей, в том числе развитию общения и коммуникативных умений (М. А. Панфилова, О. В. Солнцева, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова и др.). Однако, при всестороннем изучении игры детей дошкольного возраста исследований, касающихся развития коммуникативных умений детей в игровой деятельности недостаточно в связи с современными тенденциями в обновлении образовательного процесса в детских садах. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них признается игра, которая пронизывает весь образовательный процесс в дошкольной образовательной организации. В связи с этим возникает противоречие между практической необходимостью формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста, что может быть оптимально организовано в игровой деятельности как ведущей в этот период, и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике дошкольной педагогики. Проблема исследования заключается в выявлении и реализации педагогически целесообразных возможностей игровой деятельности, обеспечивающей формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Публикация «Формирование навыков общения у старших дошкольников со сверстниками в разных видах игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Проблема: возможно ли создать наиболее эффективные условия для использования разных видов игр для формирования навыков общения старших дошкольников.
Актуальность проблемы: исследования и недостаточная разработанность данного вопроса в научной литературе позволили сформулировать тему исследования следующим образом: «Формирование навыков общения у старших дошкольников со сверстниками в разных видах игр»
Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: комплекс разных видов игр для развития коммуникативных умений старших дошкольников.
Цель исследования: теоретические обоснование и проверка на практике использования комплекса разных видов игр в развитии коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Гипотеза заключается в формировании навыков общения у старших дошкольников будет эффективна, если:
включать игры в самостоятельную совместную деятельность со взрослыми и образовательную деятельность;
стимулировать дошкольников к использованию игр в общении со взрослыми и сверстниками (проблемная ситуация, поисковые вопросы и т. д.)
педагог будет постоянно сотрудничать с родителями ребёнка (проведение мастер-классов, конференций, индивидуальных консультаций, родительских собраний и т. д.)
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы выдвинуты следующие задачи:
На основе анализа психолого-педагогической литературы изучить особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Изучить и раскрыть виды закономерности общения старших дошкольников.
Проанализировать классификацию детских игр.
Проанализировать формы организации.
Подобрать комплекс психолого-педагогических диагностических методик и определить начальный уровень развития коммуникативных умений дошкольников.
Разработать комплекс игровых занятий, направленных на формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение и анализ теоретической литературы, периодических изданий по данной проблематике, а также опрос, наблюдение с последующей количественной и качественной обработкой эмпирических данных.
Тип работы: опытно-практического характера.
Ожидаемый результат: - повышение уровня сформированности общения детей старшего возраста;
разработанный комплекс игр по организации общения ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Ожидаемый обьё м страниц: 40-50.
База исследования: старшая группа МБДОУ детского сада “№117”