Тупаева Гульчехра
Динамика развития патриотизма у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
С целью выявления эффективности проведенной работы мы провели контрольный эксперимент по той же методике, что и констатирующий.
Были получены данные, позволяющие судить об уровне сформированности у детей любви патриотизма в единстве когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов.
Активность дошкольников экспериментальной группы в играх проявлялась в разнообразии сюжетов и ролей, эмоциональности и осмысленности игровых действий и отношений, в коллективности и длительности игр; творческая активность – в разнообразии и усложнении знакомых сюжетов, применении новых атрибутов; осознанность – в способности самостоятельно организовать игру, выполнить роль, привлечь в игру сверстников и передать им известную историческую информацию.
Публикация «Динамика развития патриотизма у старших дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В рисунках детей на свободную тему появились изображения исторических сюжетов, героев истории Кубани, достопримечательностей краснодарского края. Таблица №2
Результаты диагностики сформированности патриотизма у старших дошкольников на контрольном этапе эксперимента
Уровни патриотизма Количественные показатели
КГ ЭГ
Низкий 36,4%
(4 чел) 9,1%
(1 чел)
Средний 45,4%
(5 чел) 45,5%
(5 чел)
Высокий 18,2%
(2 чел) 45,4%
(5 чел)
Как видим, в распределении детей по уровневым группам произошли изменения, но если в контрольной группе они незначительны – один ребенок перешел с низкого уровня на средний, то в экспериментальной группе отмечены заметные положительные результаты:
- в четыре раза уменьшилось количество детей с низким уровнем воспитания любви к родной стране;
- на 27,2% увеличилось число детей, у которых диагностирован высокий уровень воспитания любви к родной стране;
- стабильным остается количество детей со средним уровнем воспитания любви к родной стране: более сорока процентов.
Таблица №3
Сравнительные результаты диагностики уровня сформированности патриотизма у старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Уровни воспитания любви к родной стране Количественные показатели
КГ ЭГ
Конст. эксп-т Контр. эксп-т Конст. эксп-т Контр. эксп-т
Низкий 45,4%
(5 чел) 36,4%
(4 чел) 36,4%
(4 чел) 9,1%
(1 чел)
Средний 36,4%
(4 чел) 45,4%
(5 чел) 45,4%
(5 чел) 45,4%
(5 чел)
Высокий 18,2%
(2 чел) 18,2%
(2 чел) 18,2%
(2 чел) 45,4%
(5 чел)
Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что знания детей экспериментальной группы об истории своего края, о значимых событиях, достопримечательностях Кубани значительно обогатились. Дети понимают, какую роль играют героические люди в судьбе кубанского края, эмоционально выражают свои переживания и мысли по этому поводу. Большинство старших дошкольников стали лучше передавать их в связной речи. Дети охотно участвуют в творческой деятельности и стремятся сделать оригинальные, не похожие на других рисунки, поделки в кубанских традициях. У детей улучшилась память, о чем свидетельствует процесс разучивания стихотворения, пересказ исторических фактов, с которыми дети знакомились на прошлых занятиях.
Особо следует отметить, что возросло количество детей, которые хотят принимать участие в общественно полезном труде на почве понимания, что это их действенное выражение любви к своему краю.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности апробированной программы и методики ее реализации по формированию у старших дошкольников патриотизма.
Анализ проведенной экспериментальной работы по формированию у старших дошкольников патриотизма, показал не только важность и значимость, но и возможность решения данной, начиная с дошкольного возраста.
Диагностика уровня сформированности патриотизма как одного из патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста включала в себя:
- выявление наличия у детей знаний и представлений о родной стране, городе, об исторических событиях и культурно-исторических традициях своего края;
- изучение эмоциональной отзывчивости, особенности отношения и интереса ребенка к своей малой родине, ее истории, традициям, праздникам;
- определение содержания деятельностного компонента через проведение серии наблюдений за детьми в разных видах активной творческой и общественно полезной деятельности.
Диагностика проводилась в ходе занятий, бесед, игровой и изобразительной деятельности. Результаты диагностики показали, что большинство старших дошкольников находятся на низком и среднем уровне сформированности патриотизма.
В ходе формирующего эксперимента использовалась методическая система развития патриотизма на материале изучения историко-культурных традиций Кубани, в которой на основе комплексно-тематического подхода объединены игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, изобразительная деятельность, чтение, а также предусмотрено активное участие каждого ребенка в разных видах деятельности совместно со взрослыми.