Юлия Вожаченко
Конспект урока физики в 7 классе «Диффузия. Броуновское движение»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Диффузия. Броуновское движение
Класс : 7
Предмет: физика
Цель урока : организовать деятельность учащихся, направленную на изучение броуновского движения и диффузии, продолжить развитие логического мышления, умений делать умозаключения и выводы на основе просмотренного видеоматериала, результатов эксперимента.
Задачи:
1. Формировать понимание смысла физических терминов, явлений по изучаемой теме.
2. Обеспечить формирование навыков проведения эксперимента.
Публикация «Конспект урока физики в 7 классе „Диффузия, Броуновское движение“» размещена в разделах
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Физика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3. Способствовать формированию целостной научной картины мира, понимаю значимости научных знаний в жизни человека.
Планируемы результаты:
Личностные: осмысленность и значимость учения, самоопределение, смыслообразование.
Познавательные: действия отбора, структурирование информации, логические действия и операции, постановка и решение проблемы, моделирование изучаемого содержания предмета.
Коммуникативные: умение слышать, слушать, понимать другого человека, правильно выражать свои мысли эффективно сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: постановка целей, планирование, контроль, коррекция своих действий, оценка успешности усвоения, саморегуляция.
Предметные результаты:
Ученик научится: понимать смысл основных физических терминов по изучаемой теме, распознавать проблему, которую можно решить при помощи физических методов; ставить опыты по исследованию физических явлений, интерпретировать результаты опытов.
Ученик получит возможность научиться: осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире, приводить примеры практического использования знаний по изучаемой теме, использовать знания по теме в повседневной жизни.
Ресурсы:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация “Диффузия. Броуновское движение”, учебник “Физика -7” А. В. Пёрышкин.
Лабораторное оборудование для демонстрации опытов: акварельные краски, мензурка с водой, стакан с водой, стакан с окрашенной водой, сахар, перманганат калия, духи 2 флакона.
Лабораторное оборудование для проведения опытов учащимися: стакан с водой и краски, листья пекинской капусты, кофе растворимый.
Технологическая карта урока
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Предметный результат Универсальные учебные действия Методический комментарий
1 Организационный Организует деятельность по подготовке к уроку. Обращает внимание на эпиграф урока.
Эпиграф: «Без сомнения, все наши знания начинаются с опыта».
Настраивается на урок. Личностные УУД:
значимость учебных задач, осмысленность учения
2 Повторение ранее изученного материала Организует деятельность по проверке изученного материала.
Проводит фронтальный опрос и организует индивидуальную работу (приложение 1)
Отвечают на вопросы устно
или выполняют индивидуальное письменное задание Понимание смысла физических терминов по теме. Познавательные УУД:
Структурирование информации, осуществление логических действий
Коммуникативные УУД:
Умение слышать, слушать и понимать другого человека, правильно выражать свои мысли.
3 Целеполагание и мотивация Создает проблемную ситуацию и предлагает учащимся заполнить информационный лист «До» и «После» по инструкции (приложение 2) Формулируют проблему и цель, заполняют информационные листы. Умение формулировать цель и принимать учебную задачу. Регулятивные УУД:
постановка целей.
Личностные УУД: значимость учебных задач, осмысленность учения. На данном этапе
используется структура продуктивных технологий «ДО» и «ПОСЛЕ». Учащиеся заполняют колонку «ДО» на основе того, что видео-урок по данной теме был ими просмотрен в домашних условиях («Модель перевернутый класс»).
4 Первичное усвоение новых знаний Осуществляет демонстрационный опыт «Растворение перманганата калия в горячей и холодной воде» и организует учащихся для самостоятельного проведения экспериментов по инструкции (приложение 3)
Создает условия для обсуждения результатов экспериментов. Наблюдают за осуществлением демонстрационного эксперимента, выдвигают гипотезы, самостоятельно проводят опыты, обсуждают, формулируют выводы. Умение ставить опыты, понимать их роль в науке, формулировать выводы, понимание смысла физических терминов. Познавательные УУД: осуществление логических действий и операций, моделирование изучаемого содержания, структурирование информации, постановка проблемы.
Личностные УУД: значимость учебных задач, осмысленность учения.
Коммуникативные УУД:
Умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли, эффективное сотрудничество.
Перед проведением экспериментов учитель осуществляет инструктаж по охране труда и технике безопасности.
5 Физкультминутка Предлагает выполнить упражнение «Броуновское движение». Выполняют упражнение. Упражнение «Броуновское движение». Учащимся перелагается встать и начать свободно передвигаться по классу. По сигналу учителя (жидкость, газ, твёрдое вещество) скорость перемещения учеников изменяется.
5 Первичная проверка понимания Организует фронтальную проверку по новому материалу (приложение4). Отвечают на вопросы.
Понимание смысла изучаемых физических терминов явлений. Познавательные УУД:
структурирование информации.
Регулятивные УУД: оценка успешности усвоения материала, коррекция своих действий.
Коммуникативные УУД: умение слышать, слышать, понимать других людей.
6 Первичное закрепление новых знаний Организует работу с учебником.
Задание: найдите на стр. 22 ответ на вопрос №3 после п. 9. Дополните ответ своими примерами. Лукашик В. И., Иванова Е. В. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов
№ № 56–63.
Работают с учебником. Отвечают на вопрос Понимание смысла изучаемых явлений, терминов. Познавательные УУД:
структурирование информации.
Регулятивные УУД: оценка успешности усвоения материала, коррекция своих действий.
Коммуникативные УУД: умение слышать, слышать, понимать других людей.
Личностные: понимание значимости решения учебных задач.
7 Подведение итогов урока Организует обсуждение итогов урока на основе информационных листов («ДО» и «ПОСЛЕ»). Приложение 1. Принимают участие в обсуждении итогов урока, заполняют информационные листы (колонка «ПОСЛЕ») Регулятивные УУД:
Контроль, коррекция своих действий, оценка успешности усвоения материала. Используется структура продуктивных технологий «ДО» и «ПОСЛЕ».
8 Домашнее задание Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.
Домашнее задание:
§12-13,
подготовить ответы на вопросы устно.
По желанию подготовить информационные сообщения о роли диффузии, броуновского движения в природе, жизни человека.
Слушают инструктаж учителя, записывают домашнее задание. Понимание смысла изучаемых явлений.
Использование при выполнении учебных задач дополнительных источников информации Личностные УУД: понимание значимости решения учебных задач.
Регулятивные УУД: планирование деятельности.
Познавательные УУД: структурирование информации, поиск, отбор информации.
9 Рефлексия учебных действий Предлагает учащимся выбрать фразу и закончить ее.
Меня заинтересовало…
Сегодня у меня получилось… Было интересно выполнять … У меня вызвало затруднение (-я) … Я понял (-а, что… Я научился… Меня удивило… Выбирают фразу в соответствии с собственными результатами деятельности и заканчивают ее. Анализ результатов собственной деятельности; определение существующих пробелов в полученных знаниях Личностные УУД: осмысленность учения.
Регулятивные УУД: саморегуляция, прогнозирование, коррекция.
Коммуникативные УУД: умение правильно выражать свои мысли, слушать, слушать и понимать других людей.
Используемые ресурсы
1. Перышкин А. В. Физика. 7 кл. – 14-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010.
2. Перышкин А. В. Сборник задач по физике, 7 – 9 кл. : 5-е изд., стереотип. – М: Издательство «Экзамен», 2010.
3. Лукашик В. И., Иванова Е. В. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – 17-е изд. – М. : Просвещение, 2004.
Приложение 1
Задание 1
Расположи в правильной последовательности звенья схемы: молекулы, атомы, тело, вещество.
Задание 2
Найди и исправь ошибки в предложениях.
1. При охлаждении медного шарика его объем увеличится, так как уменьшатся частицы, из которых состоит шарик.
2. Молекулы духов во флаконе отличаются от молекул духов в воздухе.
3. В стакан чая опустили несколько кусочков сахара. После полного растворения сахара объем полученной смеси будет больше суммы объемов чая и сахара.
Приложение 2
Информационный лист
1. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «–», если вы не согласны с утверждением.
2. Чтобы принять решение, учитывайте свои знания, личный опыт, убеждения.
ДО УТВЕРЖДЕНИЯ ПОСЛЕ
1. Отличаются ли свойства воды, льда и водяного пара
2. Молекула – мельчайшая частица вещества.
3. Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, т. к. промежутки между молекулами становятся больше.
4. Объем тела равен сумме объемов его молекул.
5. Молекулы воды отличаются от молекул льда.
6. Диффузия явление проникновения молекул одного тела в другое.
7. Броуновское движение - это хаотическое движение молекул.
Приложение 3
Инструкция
Опыт 1
1. Растворите в сосуде с водой маленькую крупинку синей гуаши.
2. Отлейте окрашенную воду в другой сосуд и добавьте в него чистую воду.
3. Отлейте жидкость из второго сосуда в третий сосуд и добавьте в него чистую воду.
Сделайте ввод
Опыт 2
Возьмите лист пекинской капусты и опустите его в окрашенную краской воду. Сделайте ввод.
Опыт 3
Растворите кофе в стакане холодной воды, сделайте вывод.
При выполнении опытов соблюдайте правила техники и безопасности!
Приложение 4
Вставь пропущенные слова в предложения.
Броуновское движение – это беспорядочное движение …
Диффузия – это явление взаимного…
Скорость диффузии зависит от … состояния веществ.
Процесс диффузии ускоряется с … температуры.