Ольга Максимова
Консультация «Дифференциация звуков [Р], [Р`], [Л], [Л`]»
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференциация звуков [р, р`, л, л`].
Дифференциация звуков - это различение звуков, схожих по каким-либо признакам. Ребенок научился произносить звуки [р, р`, л, л`] правильно, но в собственной речи заменяет их на звуки, сходные по произношению. Не стоит пренебрегать дифференциацией, потому что ребенок как произносит, так потом и напишет. В школе могут возникнуть проблемы с чтением (дислексия) и с письмом (дисграфия).
Публикация «Консультация „Дифференциация звуков [Р], [Р`], [Л], [Л`]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Консультации для родителей
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Консультации для родителей
- Темочки
Для зрительного контроля перед ребенком должно стоять зеркало, с помощью которого он сможет наблюдать разницу в артикуляции звуков.
В работе по дифференциации звуков можно выделить три основных этапа:
1. Дифференциация изолированных звуков.
2. Дифференциация звуков в словах.
3. Дифференциация звуков во фразовой речи.
Работа в системе по дифференциации звуков проводится и родителями дома. Предлагаю отдельные карточки для домашнего задания:
Дифференциация звуков [Р-Л].
1. Артикуляционная гимнастика
2. Чистоговорки:
ол-ор-ол – мы мыли пол; ар-ал-ар – в бане пар;
ор-ол-ор – у Ромы топор; ал-ар-ал – тёмный подвал;
ло-ло-ро – у меня перо; ла-ра-ла – острая пила;
ро-ро-ло – днём светло; ра-ла-ра – на дереве кора.
3. Слова:
крокодил рассол
берлога проволока
горло километр
рулон планёрка
4. Повтори предложения:
Иголка, иголка, ты остра и колка.
По бревну, по брёвнышку проползла букашка,
пролетела бабочка, пропорхала пташка.
Спит медведь в своей берлоге,
Спит спокойно, без тревоги.
Дифференциация звуков [Р-Л].
1. Артикуляционная гимнастика
2. Повтори словосочетания:
Сломанное перо, парусная лодка, спелый арбуз, круглый стол, моторная лодка, смелый командир, горный орёл, город Орёл, город Волгоград, красное яблоко, сломанный карандаш, разбитая тарелка, проворная белка, жёлтый ковёр.
3. Измени по образцу.
Я сломала карандаш
Я выучила правила
Ты… он… она… мы… Вы… они…
4. Выучить
(выделение из скороговорок слов со звуками Р, Л)
Как по речке по студёной
Плыл кораблик золочёный,
В ярких праздничных цветах
На весёлых парусах.
Дифференциация звуков [Р-Л].
1. Артикуляционная гимнастика
2. Словосочетания:
умелые руки острая иголка
глубокая нора рассыпчатый плов
сладкий пирог яркая лампа
тёплые перчатки спелый помидор
3. Счёт 1 – 10 со словами:
(сладкий) пирог, (яркая) лампа, (разбитая) тарелка.
4. Скороговорки:
Флот плывёт к родной земле –
флаг на каждом корабле.
Филин серый, филин старый,
а глаза горят, как фары.
Дифференциация звуков [Р-Л].
1. Артикуляционная гимнастика
2. Потешка о «дружбе»
Корка «дружит» с крошкой, а вилка с ложкой.
Король «дружит» с троном, а слуга с поклоном.
Крыса «дружит» с норкой, а лавка с полкой.
Рыбак «дружит» с рыбкой, а клоун с улыбкой.
Арбуз «дружит» с грушей, а Володя с Лушей.
(Ребёнок должен объяснить логический смысл потешки)
3. Проговаривание предложений, загадок:
В море росли водоросли.
Макароны ел Макар -
В рот ему влетел комар.
Сыр колбасный просто классный.
Журавли курлыкают: курлы – курлы – курлы,
А коты мурлыкают: мурлы – мурлы – мурлы.
Красное коромысло над рекой повисло (радуга).
Ныряла, ныряла и хвост потеряла (иголка).
4. Выучить: «Одуванчик»
Одуванчик золотой Одуванчик золотой
Был красивый, молодой, Постарел и стал седой.
Не боялся никого, А как только поседел,
Даже ветра самого. С ветром вместе улетел.
Если данная работа будет проводиться родителями в системе, целенаправленно, то и звуки будут дифференцироваться намного быстрее. Речь ребенка будет четкая и понятная для окружающих.