Людмила Баранова
Занятие по дифференциации звуков [Д]-[Т], [Д’]-[Т’], букв Д—Т
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование фонетико-фонематического восприятия, обучение грамоте.
Задачи:
1. Закрепить умение детей верно произносить звуки Т-Д, ТЬ-ДЬ и обозначать их соответствующей буквой, первичные навыки чтения, употреблять усвоенную терминологию в связных высказываниях.
2. Выявить умения делать звуковой анализ, составлять схемы слов, составлять предложение по опорным словам - предметам с добавлением слова – действия.
3. Развивать фонематическое восприятие, логическое мышление.
4. Формировать навыки самооценки, внимание и контроль за своей речью и за речью окружающих.
Публикация «Занятие по дифференциации звуков [Д]-[Т], [Д’]-[Т’], букв Д—Т» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Оборудование: конверты с заданиями, буквы Д-Т; 2 ленты по два отрезка (короткий и длинный); карточки со слогами: ТА, ТЯ, ДА, ДЯ; индивидуальные карточки с картинками, в названии которых есть буквы Д, Т; индивидуальная разрезная азбука (по количеству детей, предметные картинки «Том», «дом»; фишки для звукового анализа; индивидуальные карточки для составления предложений.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Давайте выясним, кто сегодня на занятии будет самым внимательным. Посмотрите и повторите действия. (Серия хлопков и топанья).
II. Сообщение темы занятия:
- Буквы Б и П поспорили: кто из них главнее и важнее. Сказочные герои решили помочь им это выяснить, они придумали задания для букв, но буквы так поссорились, что запутались и не могут сами их выполнить. Давайте им поможем. Одна команда выполняет задания буквы Д, другая – Т. За правильно выполненное задание команда получает фишку.
- Давайте вспомним какие звуки дает буква Д?
(Согласные, звонкие звуки: Д–твердый и ДЬ–мягкий.)
- Буква Т?
(Буква Т дает согласные глухие звуки: Т-твердый и ТЬ-мягкий)
- Как произносятся звонкие звуки Д-ДЬ? глухие Т-ТЬ?
(Звонкие звуки произносятся с голосом, глухие без голоса.)
- Приложили руку к горлышку, произнесли звуки.
III. Основная часть.
1. Первое задание от Буквознайки.
- Каждая команда выложит свою букву.
2. Второе задание.
- Каждая команда должна повторить поговорку о своей букве:
Молоток стучит – тук-тук
Букве Т я старый друг.
Буква Д – просторный дом
Будем жить мы дружно в нем.
3. Возьмите по одному слогу, прочитайте
(чтение цепочкой).
- Вставьте в слово нужный слог и садитесь за свой стол:
(Све -., Лю-., Ка-. , Воло-. , Нас-. , Ли-. , Ви-. , На- .)
4. Следующее задание от Буратино.
- Напишите под картинкой нужную букву Д или Т
Проверка: команда называет картинки со своей буквой.
- В каком случае пишем букву Д? Букву Т?
(Если слышим звонкие звуки Д-ДЬ пишем букву Д. Если глухие звуки Т-ТЬ пишем букву Т)
5. Задание от гномиков-звуковичков.
- Отгадайте загадку:
За мышонком он бежит,
По дороге все крушит.
Но у них ведь общий дом,
А зовут кота плутишка … (Том).
- Каждая команда должна сделать звуковой анализ своего слова: команда "Д" – «дом», команда "Т" – «Том». (Дети на столах выкладывают схемы слов).
Проверка: «Живые звуки».
Члены команды выходят с фишками звуков, выстраивают слово, дают характеристику каждому звуку.
- Чем похожи слова?
(В каждом по три звука: 2 согласных, 1 гласный)
- Чем отличаются слова?
(В слове «Том» - первый глухой звук Т, в слове «дом» - звонкий звук Д).
Физминутка. Проговаривание скороговорки с движениями:
- От топота копыт пыль по полю летит.
6. Последнее задание от Незнайки.
- Составьте предложение из трех слов по картинке, надо добавить слово–действие (индивидуальные карточки).
V. Обобщение, общий итог занятия.
- Посмотрите: количество очков равно, что же это значит?
(Что буква Д и буква Т – обе главные и обе нужны)
- Чтобы буквы никогда не ссорились, мы не должны путать эти буквы и их звуки. Итак, в каком случае пишем букву Д? букву Т?
(Если слышим звонкие звуки Д-ДЬ пишем букву Д. Если глухие звуки Т-ТЬ пишем букву Т.)
- Давайте подружим буквы и поставим их на свои места, исправим неправильные слова:
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку (точку).
Мальчик ловил рыбу уточкой (удочкой).
Закончил тело, гуляй смело (дело).
На речке крякалаудочка (уточка).
- Послушайте поговорку: "Ссора до добра не доведет". Как вы думаете, что это значит?
(Не надо ссориться, может случиться неприятность)
- Чтобы никогда не ссориться, пожмем друг другу руки.
VI. Самооценка.
Ребята, наше занятие закончилось, оцените свои знания по лесенки успеха, если вы все знаете – это самая высокая ступень. Если, вам что-то не понятно – это вторая ступенька, если, вы считаете, что плохо справлялись с заданиями – нижняя ступенька.