Светлана Бродская
Дидактическое пособие «Сенсорные тактильные рыбки» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 272»
г. Ижевск
Дидактическое пособие "СЕНСОРНЫЕ РЫБКИ»
(ТАКТИЛЬНЫЕ)
Выполнила: педагог-психолог МБДОУ № 272 Бродская С. Ф.
СЕНСОРНЫЕ (ТАКТИЛЬНЫЕ) РЫБКИ (МЕШОЧКИ)
Публикация «Дидактическое пособие „Сенсорные тактильные рыбки“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Игры, дидактические пособия
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2024
Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Значение развития мелкой моторики
• Повышает тонус коры головного мозга.
• Развивает речевые центры коры головного мозга.
• Стимулирует развитие речи реб нка.
• Согласовывает работу понятийного и двигательного
центров речи.
• Способствует улучшению артикуляционной моторики.
• Развивает чувство ритма и координацию движений.
• Подготавливает руку к письму.
Развитие речи реб нка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук (то есть от развития мелких мышц пальцев, способности выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды). Если эти движения соответствуют возрасту реб нка, то и развитие его речи находится в пределах нормы и соответствует возрасту.
Потому и педагогам, и родителям, следует, занимаясь с детьми, использовать игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга.
Одна из эффективных дидактических игр, предназначенных для развития мелкой моторики и сенсорного и познавательного развития детей - «Сенсорные (тактильные) рыбки».
Упражнения с мешочками полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо е нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно – упражнения будут эффективны при условии, что занятия будут регулярными и длительность их будет составлять не более 5 минут.
Цель игры: сенсорное и познавательное развитие ребенка.
Задачи игры:
- развивать мелкую моторику;
-учить анализировать тактильные ощущения;
-развивать воображение, эмоциональную сферу;
-расширять словарный запас.
Описание: Данная игра представляет собой 3 комплекта мешочков с разнообразным наполнением:
крупы (рис, гречка, пшено, манка, соль, горох, фасоль, тыквенные семечки, орехи, вата, пуговицы, мишура.
Один комплект – разноцветные мешочки 10х10 см, второй комплект – мешочки в виде рыбок, третий комплект – прозрачные зип- пакеты. Такая комплектация позволяет применять разнообразные при мы и упражнения с детьми.
Игры и упражнения с тактильными мешочками можно проводить с младшего дошкольного возраста (с 2 - 2,5 лет). Чем старше реб нок, тем сложнее и разнообразнее должны быть задания.
Ребенку предлагается на ощупь (и даже на запах) определить, что спрятано внутри мешочка, назвать материал.
Тактильные мешочки походят как для индивидуальной, так и для групповой работы.
А выбор упражнений – простор для педагогического творчества!
ПРИМЕРЫ игр и заданий с сенсорными (тактильными) рыбками
1. Использование прозрачных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Рассматриваем, учимся давать описание тому, что «прячется» внутри мешочка (форма, размер, есть ли звук).
2. Использование прозрачных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Просим найти все легкие мешочки (или только с мягким наполнителем, все т мные или светлые и т. п.)
3. «Угадай, что внутри?» Ребенок выбирает непрозрачный мешочек. Инструкция: «Поработай своими пальчиками. Нащупай, что внутри мешочка. Опиши размер, форму. Твердые или мягкие предметы находятся внутри? Как ты думаешь, из чего они сделаны?».
4. Использование прозрачных и цветных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Берем прозрачный мешочек, показываем, даем ощупать, рассмотреть, описать. Потом даем штук 5 непрозрачных цветных с очень различными формами и просим отыскать такой же.
5. Постепенно усложняем игру 3, добавляя количество непрозрачных цветных мешочков.
6. Использование прозрачных и непрозрачных цветных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). В одну сторону отбираем все прозрачные мешочки, в другую - непрозрачные. Берем непрозрачный, пытаемся определить содержимое и потом находим его в прозрачном.
7. Использование прозрачных и цветных непрозрачных мешочков (работа зри- тельного и тактильного анализатора, развитие речи). В одну сторону отбираем все прозрачные пакетики, в другую - не прозрачные. Берем прозрачные и непрозрачные пакетики и выстраиваем 2 параллельных ряда из мешочков с одинаковым наполнителем.
8. Использование прозрачных и однотонных непрозрачных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Берем прозрачные и однотонные непрозрачные пакетики и выстраиваем 2 параллельных ряда из мешочков с одинаковым наполнителем.
9. «Разложи рыбок». Усложняем игру 7. Инструкция: «Разложи рыбок на цветные мешочки с таким же наполнением, как в рыбке».
Игры с сенсорными рыбками на физкультурно-оздоровительных занятиях:
10. Ходим по непрозрачным цветным мешочкам, бегаем и прыгаем (заниматься следует босиком или в тонких носках) - массаж стоп.
11. «Ходим» по непрозрачным цветным мешочкам руками (массаж рук).
12. Переносим непрозрачные мешочки на голове (упражнение для осанки).
13. Переносим непрозрачные мешочки на спине (ползком на четвереньках) –
«перевозим рыбок».
14. Бросаем непрозрачные цветные мешочки навесом или метаем из-за головы в цель ( например: в коробку или обруч) - развиваем мышцы рук, совершенствуем координацию.
15. Жонглируем (подбрасываем непрозрачные цветные мешочки одной рукой, ловим другой; подбрасываем и ловим одной и той же рукой; подбрасываем мешочек вверх и ловим его развернув ладонь захватом сверху; взяв в каждую руку по мешочку, подбрасываем и ловим сразу два мешочка; кладем мешочек на стопу, а затем подбрасываем вверх и ловим руками и т. д.).
16. Ложимся животом на фитбол и, перекатываясь впер д, доста м мешочки с пола (упражнение выполняется с помощью взрослого).
17. Подвижные игры.
Играют несколько человек, бросая мешочек навесом друг другу в руки (по кругу, постепенно увеличивая скорость. В дальнейшем игру можно усложнить, используя два или три мешочка, тогда не успев кинуть один мешочек, нужно уже поймать другой.
18. Из тактильных разноцветных мешочков можно выкладывать многослойные «торты», строить башенки с определ нным количеством (или свойством) мешочков.
19. «Сортировка» – мешочки сортируются по группам в соответствии с опреде- л нными свойствами: съедобное и несъедобное содержимое, л гкие и тяж лые, со звуком и без, мягкие и ж сткие.
20. Мешочки можно использовать как материал для других игр, например "Какой мешочек пропал?", "Какие мешочки поменялись местами?", вправо-влево.
Как изготовить пособие?
Для мешочков потребуется не- сколько лоскутов ткани разных цветов, наполнители, а так же маленькие прозрачные пакетики. Размер мешочков, наполнители и количество – на усмотрение педагога (родителя).
Мешочки заполнены на 2/3 объ ма - для свободного перемещения и удобного ощупывания наполнителей.
Все крупы должны быть прокалены в духовом шкафу – во избежание появления насекомых-вредителей, остальные наполнители (например, пуговицы) промыты и тщательно просушены.
Мешочки сшиваются из плотного хлопка. Для над жности и прочности прошиваются двойным швом.