Екатерина Жантиева
Дидактическое пособие «Речевая пирамидка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Речевая пирамидка»,
как средство использования зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи
С каждым годом увеличивается число дошкольников, страдающих общим недоразвитием речи (дизартрия, алалия). Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы : лексики, грамматики, фонетики. Дошкольники с ОНР имеют стойкое фонематическое недоразвитие, которое препятствует овладению звуками родного языка и грамотой. Основной задачей логопеда становится предупреждение нарушений письма и чтения, которые затрудняют дальнейшее обучение в школе.
Темочки:
Готовность детей к успешному овладению грамотой определяется сформированным правильным звукопроизношением, фонематическим восприятием и навыками звукового анализа и синтеза.
Фонематическое восприятие - способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Звуковой анализ - мысленное расчленение слова на составляющие его звуки.
Синтез - сочетание звуковых элементов в единое целое.
В комплексную систему коррекционного обучения воспитанников с ОНР включены занятия по подготовке к обучению грамоте, начиная с 5-6 летнего возраста. Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико — синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка.
Использование вспомогательных средств, таких как зрительные символы гласных и согласных звуков по методике Т. А. Ткаченко, существенно облегчают процесс формирования фонематического восприятия и, на его базе, овладения навыками звукового анализа и синтеза. Д. Б. Эльконин отмечает, что при материализации процесса устного анализа может существенно повыситься скорость возникновения навыка, а также его прочность. Слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моделирование чтения, а выкладывание слов с помощью тех же символов — аналог письма.
Использование зрительных символов гласных звуков позволяет также эффективно проводить работу по формированию слоговой структуры слова. У дошкольников с ОНР успешно формируются представления о слогообразующей роли гласных звуков в составе слова.
Целью данного пособия является повышение эффективности процесса формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с ТНР.
Данное пособие представляет собой пирамидку из трех кубиков : желтый, синий, красный. Размер кубиков 10Х10, 15Х15, 20Х20. Кубики легкие, сверху обтянуты тканью – плис.
На каждой грани кубиков расположены задания.
Желтый кубик.
На его гранях расположились зрительные символы гласных звуков, обеспечивающие дополнительную опору при их усвоении.
Синий кубик.
На его гранях расположении зрительные символы согласных звуков. Карточки приклеиваются на липучку, что позволяет их менять.
Красный кубик.
На его гранях расположены липучки для карточек-символов, или любых других картинок. И липучка для приклеивания букв. Красный куб используется как наборное полотно.
Данное пособие мобильно и не требует большого пространства для проведения дидактических игр.
Примеры игр.
Игра «Прочитай, не ошибись»
Цель: научить анализировать сочетания из двух и трёх гласных звуков. Перед детьми на наборном полотне выкладывается по два, а затем по три символа в ряд. Дети произносят (хором и по одному) сочетания звуков с опорой на их заменители: уи, ау, ауо, оуи и т. д.
Детей спрашивают: Сколько звуков ты сказал? Какой первый звук? Второй? Третий?
Игра «Сосчитай и отложи»
Цель: научить анализировать и воспроизводить в заданном порядке звукосочетания (т. е. синтезировать задаваемые звуки)
У ребёнка на столе по 4 символа. Эти изображения звуков а, у, и, о.
Воспитатель произносит сочетания из двух, трёх, затем четырёх указанных звуков. Например, ао, аоу, ауои и т. д. Дети должны на слух определить количество и последовательность произнесённых звуков и выложить на столах в ряд соответствующие символы.
Затем логопед спрашивает детей:
- Сколько звуков я сказала? Повтори их.
- Какой 1-й звук? 2-й? 3-й?
-Какой последний звук?
-Что получится, если соединить звуки «а» и «у»? «О» и «а»? (дети, глядя на символы произносят сочетания).