Светлана Туркова
Дидактическое пособие по математике для детей младшего дошкольного возраста «Пирамидка-игралочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение полученных знаний по ФЭМП
Задачи дидактического пособия Образовательные :
закреплять умение считать предметы в пределах 3-х;
закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
учить соотносить количество предметов с цифрой;
развивать представление о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы, величины);
Публикация «Дидактическое пособие по математике для детей младшего дошкольного возраста „Пирамидка-игралочка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Пирамидка
- Средняя группа
- Темочки
повышать познавательную активность детей.
Развивающие:
развивать логическое мышление, внимание;
развивать восприятие и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта;
развивать связную речь;
способствовать развитию умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, обобщать;
развивать представление о множестве;
формировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность при выполнении практического задания;
воспитывать интерес к математическим занятиям;
воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее.
Образовательные области Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
Реализуемые виды деятельности Игровая Коммуникативная Познавательно-исследовательская Изобразительная Музыкальная Двигательная активность Восприятие художественной литературы и фольклора Конструирование из различных материалов Трудовая
Целевой возраст детей 2-3 3-4 4-5 5-6 6-7
Описание пособия
Конструкция дидактического пособия «Пирамидка-Игралочка» изготовлена на основе знакомого всем педагогам пособия «Кольца Луллия». Оно состоит из следующих элементов:
Три круга разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). На верхней части стержня устанавливается «треугольная стрелка». Два верхних круга и стрелка подвижны. Все круги разделены на 8 одинаковых секторов. При свободном вращении их под стрелкой оказываются определенные сектора. На секторах размещаются картинки по определённым темам.
Бокс с карточками, систематизированными по темам.
Пособие изготовлено из безопасных материалов : круги вырезаны из композитного материала, бокс для хранения карточек –пластиковый.
Игровые круги располагаются горизонтально на столе. Используется в совместной деятельности детей и взрослого (младший дошкольный возраст, а также для организации самостоятельной деятельности детей в малых группах (средний и старший дошкольный возраст). Бокс наполняет карточками воспитатель в соответствии с образовательной программой (по темам или направлениям, актуальным для данного периода). Данное пособие можно использовать в любой возрастной группе и на разные образовательные области/направления детского развития.
Вся конструкция пособия разборная. Можно использовать как три, так и только два круга, в зависимости от темы. Количество секторов в каждой игре тоже может меняться.
Содержание дидактических игр опирается на базовые требования курса по математическому развитию «Игралочка» (автор Л. Г. Петерсон, младший дошкольный возраст.
Варианты использования пособия «Пирамидка- Игралочка»
Дидактическая игра "Посчитай-ка"
Задачи:
закреплять знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);
развивать мыслительные операции: анализ свойств предметов, сравнение;
формировать умение соотносить количество предметов с цифрой от 1 до 3;
упражнять в употреблении слов «круглый», «квадратный», «треугольный»;
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть картинку на нижнем круге, выбранную с помощью вращающейся «треугольной стрелки», назвать, что на ней изображено. Затем, путём вращения среднего круга, подобрать геометрическую фигуру, соответствующую форме предмета, назвать геометрическую фигуру и обозначить словами признак предмета, а так же, путём вращения верхнего круга подобрать карточку-цифру, обозначающую количество предметов.
Например, два круглых яблока, одна квадратная подушка, три треугольных ёлочки.
Дидактическая игра «Геометрическое лото»
Задачи:
развивать у детей геометрическую зоркость;
закреплять умение определять, из каких геометрических фигур состоит предмет (круг, квадрат, треугольник).
Ход игры:
На нижнее кольцо воспитатель раскладывает картинки, состоящие из двух различных геометрических фигур, на среднее и верхнее кольцо – отдельные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). С помощью вращающейся «треугольной стрелки» ребёнок выбирает изображение, называет его и затем, совмещает с ним геометрические фигуры на среднем и верхнем кольце, из которых оно состоит. Кольца вращаются поочерёдно.
Дидактическая игра «Разноцветные домики»
Задачи:
закреплять знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);
закреплять знание цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый);
закреплять понятия «большой-маленький»;
развивать логическое мышление.
Ход игры:
На нижнее кольцо воспитатель раскладывает картинки-домики различные по размеру (большие и маленькие) и цвету (красный, зелёный, жёлтый, синий, оранжевый, фиолетовый) с белыми окнами разной формы и белой крышей. На среднее кольцо помещаются картинки соответствующих цветных карандашей. На верхнем кольце раскладываются картинки геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник. С помощью вращающейся «треугольной стрелки» ребёнок выбирает изображение определённого домика и с помощью воспитателя даё т ему краткую характеристику: размер и цветдомика. Далее, вращая поочерёдно среднее и верхнее кольцо, ребёнок «зажигает окна» домика соответствующего цвета (выбирает карандаш, и определяет его форму, или предлагается определить форму крыши домика и раскрасить её в другой цвет.
Дидактическая игра «Весёлые гномики»
Задачи:
закреплять знание цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный);
закреплять понятия «большой-маленький»;
развивать логическое мышление;
формировать умение осуществлять решение в соответствии с заданными правилами.
Ход игры:
На нижнее кольцо воспитатель раскладывает картинки разноцветных гномиков. На среднее и верхнее кольцо – картинки с игрушками различными по размеру. С помощью вращающейся «треугольной стрелки» ребёнок выбирает изображение определённого гномика и с помощью воспитателя определяет его цвет. Далее, вращая поочерёдно средний и верхний круги, выполняются различные задания.
Например:
Однажды гномам подарили игрушки. Гномики думали, как их поделить между собой? И решили:
красному гномику достанутся две самые большие игрушки;
жёлтому гномику достанутся две самые маленькие игрушки;
зелёному гномику подарим одну большую и одну маленькую игрушку;
синему гномику достанется две одинаковые игрушки, но разные по размеру.
Варианты подарков могут быть различными.
Дидактическая игра «Постройки»
Задачи:
закреплять знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);
закреплять знание цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый);
формировать умение соотносить количество предметов с цифрой от 1 до 3;
учить детей находить одинаковые предметы;
развивать речь, внимание, умение сравнивать предметы.
Ход игры:
На нижнее кольцо воспитатель раскладывает картинки разноцветных построек из геометрических фигур. На среднее кольцо – карточки с цифрами 1,2,3. На верхнее кольцо – картинки «геометрические фигуры».С помощью вращающейся «треугольной стрелки» ребёнок выбирает картинку с изображением постройки и, вращая средний круг конструкции, с помощью воспитателя определяет сколько одинаковых деталей использовали для строительства. А также определяет форму этих деталей, выбирая определённую геометрическую фигуру на вращающемся верхнем кольце.