Наталья Петрова
Дидактическое пособие по речевому развитию «Чудо-деревце»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Чудо деревце»
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Форма работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Цель работы через использование дидактической игры, поддерживать интерес детей для решения коррекционных задач.
Задачи:
- обогащение и активизация словаря ;
Публикация «Дидактическое пособие по речевому развитию „Чудо-деревце“» размещена в разделах
- Деревья. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Темочки
- формирование грамматического строя речи;
- закрепление материала лескических тем ;
- формирование практических навыков правильного употребления
предлогов;
- автоматизация звуков в словах, предложениях;
- формирование правильной воздушной струи;
- развитие и совершенствования слоговой структуры слов;
- развитие мыслительных процессов;
- развитие мелкой моторики рук.
Демонстрационный материал: вырезанное из фанеры дерево. Одна из сторон кроны дерева обшита фетром зеленого цвета, приятным на ощупь, на другой стороне кроны дерева прорисованы ветки.
Раздаточный материал: плоскостные изображения на липучках :листочки разных цветов, фрукты, овощи, буквы, бумажные птички (перелетные и зимующие) на нитках.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог.
Варианты игр:
Игра «Времена года»
Цель: формирование у дошкольников понятия о временах года, о последовательности смены времен года. В соответствии со временем года «Чудо деревце» может быть летним, осенним, зимним и весенним. (Зеленого цвета – весна, лето, жёлтого – осень, белого – зима).
Можно обсудить, почему «Деревце» было все в снегу, а сейчас набухли почки. Почему осенью листочки желтые? и т. д.
Игра «Исправь ошибку»
Цель: закрепление лексической темы (например) Фрукты – овощи.
Ход игры: логопед предлагает ребенку найти ошибку в картинках на дереве, вспомнить, что должно расти на дереве фрукты или овощи. Вместе с ребенком снять картинки овощей с дерева, при этом правильно назвав каждый. Затем повесить на дерево фрукты, тоже обозначив словом каждую картинку.
Игра «Что где растет»
Цель: расширять словарный запас детей.
Есть всего один ответ,
Кто-то знает, кто-то нет.
Где растет яблоко, слива, груша и т. д.
Запомни: на дереве фрукты растут.
Лимон на лимоне, яблоки на яблоне, абрикосы на абрикосе, груши на груше и т. д.
Игра «Прядки»
Цель: отработать падежные окончания существительных.
Открыв глаза, дети должны сказать: Чего нет на дереве? (Яблоки, груши, сливы, апельсина и т. д.)
Игра «Чудесные буквы»
Цель: повторение, закрепление пройденных букв.
Ход игры: логопед обращает внимание ребенка на Чудесное дерево, что на нем выросли буквы. Ребенку нужно снять поочередно буквы с дерева, при этом придумав слово на заданную букву. Либо можно предложить ребенку охарактеризовать снимаемую букву, дать ей описание как звуку (твердый-мягкий, гласнй-согласный, парный-непарный и т. д.).
Игра «Трудный звук»
Цель: автоматизация поставленного звука (звуков) в словах.
Ход игры: логопед предлагает ребенку собрать картинки, которые выросли на чудесном деревце. При этом нужно назвать каждую картинку прежде, чем снять ее с дерева. Следить, чтобы трудный звук произносился правильно и красиво.
Дифференциация звуков. Например: свистящих – шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых при развешивании картинок
Игра «Жадина»
Цель: закрепить сочетание притяжательных местоимений с существительными мой, моя, мои, мое. (Моя груша, мой лимон, апельсин, мое яблоко, мои фрукты)
Игра «Подбери слово»
Цель: учить подбирать прилагательные к существительным.
Груша какая? – Сочная, сладкая, зеленая, хрустящая… (яблоко, слива, апельсин, лимон, персик)
Воробей какой? -маленький, юркий, шустрый.
Лист какой? –зеленый (желтый, красный и т. д, осенний, сухой и т. д.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: закрепить в словаре ребенка слова антонимы.
Воробей маленький, а ворона – большая.
У синички хвост маленький, а у сороки – длинный.
Сорока тяжелая, а воробей – легкий.
У синички клюв тонкий, а у дятла – толстый.
Игра «Чья голова, чей клюв, чье перо?»
Цель: расширять словарь детей за счет употребления притяжательных прилагательных.
У вороны – (воронья, вороний, у воробья – воробьиная и т. д.
Игра «Один – много»
Мы волшебники немного
Был один, а станет много.
Цель: образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Воробей – воробьи – воробьев сорока – сороки – сорок
Синица – синица – синиц ворона – вороны – ворон
Снегирь – снегири – снегирей дятел – дятлы – дятлов
Игра «Веселый счет»
Цель: закрепить в речи детей согласование существительных с числительными.
Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев. (Снегирь синичка дятел, сорока).
Игра «Сравни птиц с людьми и животными»
У человека – дети, а у птицы – птенцы.
У человека – нос, а у птицы – клюв.
У человека – ноги, а у птицы – лапы.
У животного – шерсть, а у птицы – перья.
Игра «Зимующие птицы»
Цель: закрепить в речи детей название зимующих птиц.
Игра «Скажи кого нет?»
Цель: отработать падежные окончания существительных.
Открыв глаза, дети должны сказать: Кого нет на дереве? (На дереве нет сороки, воробья, синицы и т. д.)
Игра «Скажи ласково»
Цель: закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Воробей – воробушек, синица – синичка, снегирь – снегирёк ; (яблоко – яблочко; лимон – лимончик и т. д.).
Расскажи о своей любимой зимующей птице, не называя ее.
Ребенок рассказывает о своей любимой зимующей птице, говорит, какого она размера, какого цвета у нее оперение, где она живет и чем питается. Другие дети отгадывают, о какой птице шел разговор.
Цель: учить составлять описательный рассказ.
Игра «Что лишнее»
Цель: учить детей исключать лишнее.
Овощи, фрукты, птицы (перелетные, зимующие)
Игра «Раздели слово ладошками» (словарь по теме).
Со словами мы играем,
Их хлопками разделяем.
Игра «Кто,куда»
Цель:закрепление правильного употребления предлогов
Детям предлагается посчитать, сколько птичек прилетело, улетело, подлетело, слетело закрепление предлогов;
Игра «Что где?»
Цель: формирование ориентации в пространстве.
Что вверху здесь слева? Справа?
А внизу что слева? Справа?
Игра «Ветерок»
Цель:формирование сильной,направленной воздушной струи.
На ветки дерева при помощи веревочки крепятся бумажные снежинки, бабочки, в соответствии со временем года. Детям предлагается подуть на предметы, вырабатывая тем самым правильный выдох.