Анастасия Бойчук
Дидактическое пособие по развитию речи детей дошкольного возраста «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие по развитию речи детей дошкольного возраста
«Бизиборд. Времена года»
Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произносить свои первые слова. В то же время со стороны взрослых должно быть приложено немало усилий, чтобы речь развивалась своевременно и правильно.
Публикация «Дидактическое пособие по развитию речи детей дошкольного возраста „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Известный российский педагог В. А. Сухомлинский, который один из первых официально заговорил о взаимосвязи мелкой моторики и речевого развития, рекомендует уже с младенчества массировать пальчики ребенка, тем самым активизируя работу соответствующих центров головного мозга. И далее привносить в игровую деятельность малыша те игрушки, которые позволяют задействовать пальчики, развивая мелкую моторику. Для того чтобы развивался язык ребенка, дети должны быть окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, а результаты наблюдений отражать в слове. Слово закрепляет представления и делает их более точными. Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией их обстановки. Нужно организовать обстановку так, чтобы дети из нее могли свободно черпать представления, понятия, образы; создавать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое и наблюдаемое в речь.
О важности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста говорят уже на протяжении нескольких лет. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за движение пальцев рук и за речь, находятся очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы стимулируем соответствующий центр головного мозга, а вместе с тем активизируем и соседний, отвечающий за речь. С чего же начинать эту работу? Первое, на что нужно обратить внимание, – это пальчиковые игры с подпеванием и проговариванием песенок, потешек. К пальчиковым играм можно добавить игры-шнуровки, игры с пуговицами, с прищепками, игры с крупами, детское творчество, работа с тестом и т. д.
Что это такое?
Бизиборд – представляет собой стенд, на котором располагается множество предметов, интересующих ребенка: замки; шпингалеты; крючки; засовы; циферблаты; колесики, счеты; пуговицы, различные шнуровки. Список может быть бесконечным, все зависит от фантазии и пожеланий. Научно и экспериментально доказано, что детям, чью мелкую моторику активно развивали, проще дается учеба и усвоение нового материала, их речь развита лучше. Кроме того, бизиборд развивает в ребенке способность концентрироваться на выполняемой задаче, формирует усидчивость и терпение.
Ощущения и восприятие – первая ступень в познании мира, речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств – орудие познания, и в развитии речи ребенка они играют главную роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий. Бизиборд решает практически все задачи речевого развития, предписанные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Каждый модуль представляет собой одно из времен года, который состоит из различных пуговиц, шнуровок, липучек, крючков. Дети, проговаривая признак времени года, закрепляют действием.
Бизиборд №1 «Зима»
«Зимой идет снег» : ребенок прикрепляет снежинки, при помощи кнопочки;
«Можно слепить снеговика» : детали снеговика прикрепляются на пуговицы и т. д.
Бизиборд №2 «Весна»
«Весной светит солнце» : ребенок прикрепляет солнце и облака к модулю при помощи пуговиц;
«Прилетают птицы» : птиц прикрепляют на липучки и т. д.
Бизеборд №3 «Лето»
«Летом летают бабочки» : шнуровка;
«Много ягод» : ягодки подвешивают на крючки и т. д.
Бизеборд №4 «Осень»
«Осенью идут дожди» : прикрепляем на пуговицу тучи с «дождем»;
«Листья меняют свой цвет и опадают» : при помощи кнопочки листик прикрепляется ниже дерева и т. д.
Тем самым, играя с бизибордом у дошкольников развивается не только речь, но и развитие логического мышления (например, если надо найти спрятанного в берлоге медведя или другой предмет на модуле); улучшается координация движения (при работе со шнуровками, пуговицами, кнопочками и др. элементами); развивается мелкая моторика; ребенок знакомится с новыми тактильными ощущениями, также такие действия служат гимнастикой для пальчиков; появляются терпение, усидчивость.
В результате проделанной работы пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует развитию речи детей, а самое главное, способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.