Вера Кузьмина
Дидактическое пособие «Лэпбук» как средство формирования патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Лэпбук» как средство формирования патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста
(из опыта работы).
Публикация «Дидактическое пособие „Лэпбук“ как средство формирования патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Лэпбук на патриотическую тему «Моя Родина»
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
В условиях реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) педагогу приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить ребёнка ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития является создание методического пособия «Лэпбук». В дословном переводе («лэп» — колено, «бук» — книга) лэпбук обозначает «наколенная книга».
«Лэпбук» - новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка. Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Лэпбук - одна из интересных форм организации материала. Потому, что рассматривая и выполняя различные задания, дети получают много интересной и познавательной информации, это отличный способ для повторения пройденного материала.
Для того чтобы доступно и интересно объяснить детям данного возраста о нашей родине, я изготовила дидактическое пособие Лэпбук - «Моя Родина -Россия».
Цель данного пособия - воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, любви к своей родине России. Лэпбук или как еще его называют интерактивная папка - это самодельная бумажная книжка. Его можно использовать в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по патриотическому воспитанию.
Размер готового лэпбука - папка А4 в сложенном виде, заламинированные страницы под цвет государственного флага России. На страницах папки имеются различные кармашки, в которых собрана информация по теме :
Карта Российской Федерации.
Цель: формировать знания детей о том, как выглядит наша страна.
Задание: рассказать и показать на карте столицу, и нашу малую родину Самарскую область.
Символы России.
Государственный флаг России.
Цель: закрепляем знания о цвете и последовательности цветов флага, о значении каждого из них.
Задание: рассказать детям что обозначает каждый из цветов флага (белый это цвет мира, синий это вера и верность, красный цвет силы)
Гимн России.
Цель: развивать слуховое внимание и воспитание чувства патриотизма.
Герб России.
Цель: закрепляем знания о гербе России, и о том, что на нем изображено.
Задание: рассказать, что изображено и что означают главные элементы российского герба.
Народы России
Цель: познакомить детей с населением страны, и о том сколько разных национальностей проживает на территории России.
Задание: рассказать Россия – большая страна, кроме русских в ней живет много других народов, у каждого народа своя культура, традиции, язык, дома, одежда.
Народные промыслы России
Цель: познакомить детей с разнообразием промыслов России.
Задание: познакомить с географией народных промыслов России, историей их создания и художественной ценностью. Расширить знания об обычаях русского народа
Собери картинку «Москва – столица России»
Цель: развивать логическое мышление.
Задание: учить собирать разрезную картину в единое целое (на липучках).
Стихи и рассказы о Родине.
Цель: развивать внимание, память, учить внимательно, слушать литературные произведения о своей родине.
Задание: знакомить детей с произведениями о родине, заучить стихи.
Природа России на картинках художников.
Цель: расширять представление детей о красоте природы родного края, и её разнообразия; развивать эстетическое восприятие.
Задание: Знакомиться с пейзажной живописью русских художников, тем самым способствовать эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывать доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждать горячее чувство любви к своему краю.
Викторина.
Цель: воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине – России;
Задание: закрепить знания детей о нашей стране и родном городе, о символах и символиках России; закреплять знания о растительном и животном мире России ;
Праздники России.
Цель: познакомить детей с главными праздниками нашей страны.
Задание: рассказать о том какие главные праздники есть в России (23 февраля, 8 марта, День Победы, День Весны и труда, День России)
Пословицы о Родине.
Цель: Знакомить с устным народным творчеством России.
Задание: рассказать, что у каждого народа есть фольклор и традиции, выучить с детьми пословицы и поговорку о родине.
Раскраски «Народы России».
Цель: научить правильно, подбирать цвета к костюмам каждой национальности.
Задание: рассказать и показать детям что у каждого народа который проживает на территории страны есть свои национальные костюмы.
Игра мемори «Города России»
Цель: Закрепление представлений о городах России и их достопримечательностях
Задание: учить играть, находить пары (Игра развивает зрительную память, внимание, восприятие. Усидчивость; умения слушать, запоминать
Лото «Народные символы».
Цель: воспитывать патриотизм, чувства уважения к культуре своей страны.
Задание: Ведущий показывает по одной карточке, а дети ищут на своем поле тень этого предмета, закрывают эту тень цветной картинкой и дают объяснение этому предмету.
Балалайка- русский народный инструмент.
Матрешка – русский сувенир.
Самовар- это исконно русский атрибут чаепития.
Задачи: развивать связную речь ребенка, внимание, мышление, память, детскую фантазию; активировать словарный запас, упражнять в умении детей логически мыслить, объясняя свои действия, воспитывать усидчивость.
Картотека подвижных игр народов России.
Цель: формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного
отношения к культуре родной страны.
Собранная по теме информация, охватывает все пять образовательных областей.
Лэпбук можно рассматривать как часть развивающей предметно пространственной среды в ДОУ и отвечает требованиям ФГОС ДО:
1. Информативен (информация, которая содержится в лэпбуке, должна быть в первую очередь доступна ребёнку)
2. Прочен (учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким, прочным)
3. Эстетичность (лэпбук должен быть оформлена так, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки и изучить)
4. Вариативен (желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части)
5. Доступен (его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста). Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.
6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра).
Какое значение имеет лэпбук для педагога? Он способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности; способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
В моей книжке - раскладушке, которую я создала, поместилось много информации в очень привлекательной, интересной и красочной форме. Но каждый может сделать его по-своему усмотрению и поместить туда ту информацию, которая нужна в данный момент. И по мере изучения добавлять и усложнять информацию. Дети группы очень бережно относятся к лэпбуку и с гордостью рассказывают и показывают его.
Результат: Благодаря этой форме работы дошкольники узнали много нового и интересного о России, о своей малой родине, знают и с удовольствием читают наизусть стихи, рассуждают над смыслом поговорок и пословиц, знают достопримечательности России и своего родного города. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Работа с лэпбуком позволила мне разнообразить мою работу и повысить познавательный интерес к своей стране у детей и их родителей.
Практическая значимость: Данный материал может быть полезен воспитателям детских садов, родителям.
Литература:
1. Ветохина А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
2. Микяева Н. А. Нравственно-патриотическое воспитание
3. Носова Е. Ю. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста / Е. Ю. Носова, Т. В. Федорова // Продуктивное обучение: опыт и перспективы: материалы IX Международной научной конференции.
4. Новикова Е. В. Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС [Электронный ресурс]
5. Шаповалова С. Е. Лэпбук своими руками для детского сада [Электронный ресурс].
6. Интернет ресурсы