Болгова Ирина
Дидактическое пособие «Ловкие ладошки»
Цель: создание своими руками пособий, игр – самоделок, направленных на формирование и накопление сенсорного опыта детей.
Описание работы: данный игровой материал может быть использован педагогом в образовательной деятельности у дошкольников, а также родителями в свободное время. Пособие предназначено для детей 3-4 лет и представляет собой игры-самоделки, направленные на формирование у детей 3 – 4 лет представлений о цвете, форме, величине предметов, на развитие у них способов восприятия целостного образа предмета, совершенствование мелкой моторики, тренировку внимания, памяти и мышления. Дидактическое пособие включает подборку игр и игровых упражнений: «Математическое дерево», «Найди пару», «Собери пирамиду», «Овощи – фрукты», «Разложи по цвету», «Собери картинку», «Собери бусы», «Разрезные картинки», «Разноцветные палочки», «Пазлы».
Публикация «Дидактическое пособие „Ловкие ладошки“» размещена в разделах
Занимаясь с детьми развивающими играми, мы ставили себе следующие задачи: - создать модель развивающей среды;
- дать толчок развитию разносторонних сенсорных способностей детей;
в игре учить мыслить самостоятельно;
- с раннего возраста развивать у детей ощущения, восприятие, воображение, мышление, а также некоторые личностные качества (со-средоточенность, наблюдательность, внимание, умение использовать приобретенный опыт в нестандартных ситуациях). Актуальность Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с 7 лет, обилием информации, получаемым ребёнком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Математика – наука весьма сложная для дошкольников, поэтому нельзя упускать ни одного подхода, делающего её более доступной; подхода, позволяющего связать излагаемый материал с имеющимися у ребёнка знаниями и образами. Обучать ребенка значительно легче, когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, Поэтому одним из основных принципов обучения детей дошкольного возраста основам математики является наглядность.
Мы, воспитатели, понимаем важность, начиная с младшего дошкольного возраста, использовать интересный детям, красочный, понятный наглядный материал, так как с помощью него ребенок лучше запоминает, усваивает знания. Наши игры, опробованные в работе, обладают следующими отличительными чертами:
1. Многообразие, что позволяет быстро переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, выявить наиболее сильные стороны мышления каждого ребенка и помочь преодолеть его слабые стороны.
2. В наши игры могут играть как один ребенок, так и небольшая группа детей.
3. Одна игра имеет несколько вариантов, что позволяет индивидуально подбирать задания для каждого ребенка.
4. Наличие обучающих моментов позволяет расширять кругозор, совершенствовать знания и навыки детей.
5. Участие в играх всех детей достигается за счет разного уровня сложности заданий, подбираемых также индивидуально.
6. Задачи, предлагаемые детям, соответствуют возрастным особенностям. В дальнейшем, мы задачи усложняем, тем самым увлекаем ребенка, и развиваем в нем способность сосредотачиваться, справляться с заданиями, которые чуть сложнее, чем он уже умеет выполнять, быть внимательным, тренируем память.
Подгрупповые игры учат умению совместно работать над общим заданием,
прислушиваться к тому, что говорит товарищ, т. е. воспитывают качества, в дальнейшем необходимые для общения в коллективе. Результативность дидактического пособия подтверждается следующими положительными результатами у детей к концу года: знание основных цветов, геометрических фигур, дети раскрепощены, не боятся мыслить и фантазировать. Такие игры – занятия помогают лучше воспринимать окружающий мир и быстрее ориентироваться в нем. Количество вариантов игр неограниченно, зависит от опыта, от дидактических задач педагога. Ниже представлены некоторые варианты игр
Ход игры:
1. Дидактическое пособие «Дерево» с комплектом плоскостных изображений, крепящихся с помощью петельки, может быть включено в игровую и сюжетную деятельность. С помощью игры у детей развивается мышление, речь, восприятие, память, внимание, мелкая моторика руки, формируется представление о форме, цвете, качестве. Также происходит развертывание диалогов, обогащение словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. Варианты: Лето-Осень с комплектом изображений: фрукты, птицы, насекомые. Зима-Весна с комплектом изображений: снежинки, зимующие птицы.
2. Игра «Найди пару». Дети учатся подбирать предметы (шапочки, шарфы, рукавички) разных пропорций по образцу, закреплять знания основных цветов спектра, развивать внимание, память.
3. Игра «Собери пирамиду» закрепляет у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки, соотносить размер прорези и вкладки.
4. Игра «Собери картинку» учит детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины, учить составлять изображение предмета из отдельных частей, соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путем прикладывания.
5. Игра «Собери бусы» развивает координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. Способствует подведению детей к группировке предметов по цветовому признаку. Разноцветные веревочки - цветные шнурки. Косточки больших счетов – бусины, покрашенные краской четырех основных цветов.
6. Игра «Разрезные картинки» формирует у детей представления о целостном образе предмета, учит соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 4 части.
7. Игра «Разноцветные палочки» учит детей различать основные цвета, упражняет в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивает зрительное восприятие, мелкую моторику. Деревянные палочки для мороженого, покрашенные краской в основные цвета. Коробки из-под кефира обрезаны и оклеены разноцветной бумагой. На задней стенке - картинка с изображением забавного животного.