Елена Мазанова
Дидактическое пособие «Кубики-говорушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель дидактического пособия "Кубики-говорушки" - развитие речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста в системе (первичного навыка звукового анализа, словаря, лексико-грамматических категорий и связной речи).
Помимо этого, мы пополнили комплект несколькими кубиками по развитию сенсорных представлений, развитию навыка счёта (до 6-ти, а также возможности развития эмоциональной сферы.
Публикация «Дидактическое пособие „Кубики-говорушки“» размещена в разделах
Использование игровых приемов при коррекции речи с помощью этой игры позволяет развить фразовую речь, освоить конструкцию простых предложений, обогатить (экспрессивная речь) словарный запас, овладеть навыками словообразования и словоизменения.
Задачи: раскрываются с помощью игр и упражнений, как в непосредственно образовательной деятельности (вол время подгрупповых коррекционно-логопедических занятий, так и на индивидуальной работе.
Пособие способствует при организации игры у дошкольников:
1. Привлечению интереса к совместной деятельности, формированию мотивации взаимодействия ребенка с взрослым и со сверстниками в логопроцессе;
2. Развитию навыка звукового анализа;
3. Развитию навыка словоизменения и словообразования;
4. Развитию умения подбора слов-антонимов, синонимов, родственных слов;
5. Формированию навыка согласования существительного с относительными прилагательными;
6. Овладению согласованием существительных с количественными числительными в роде, числе, падеже.
7. Закрепление в согласование местоимения и существительного, повторение лексических тем.
8. Закрепление употребления предлогов;
9. Овладению составлением простых распространённых предложений;
10. Формирование навыка составления описательного рассказа по технологии ТРИЗ в педагогики;
11. Расширению представлений об окружающем мире;
12. Развитию зрительного гнозиса;
13. Развитию оптико-пространственных отношений.
Может быть использовано при организации совместной деятельности по речевому развитию, а также в коррекционных целях при коррекционно-логопедическом сопровождении детей с ОНР.
Возможно параллельно с речевой работой применение пособия с целью формирования сенсорных представлений (цвет, форма)
Почему пособие имеет такой вид?
Традиционно в работе воспитателя и учителя-логопеда при организации совместной деятельности по речевому развитию используются предметные и сюжетные картинки, карточки, тетради с печатной основой, схемы и таблицы. Они имеют плоскостной вид, с ними можно производить немного действий (положить перед собой, рассмотреть). Необходимость более длительного вовлечения ребёнка в этот процесс позволяет объёмное пособие, примером которого является кубик. Вариантов использования этого вида игрового пособия множество. При подготовке мы встречали варианты использования куба, как основы разных игр: как для речевого, так и неречевого развития. Хочется обратить внимание на то, что в пособии предложена система кубиков, исходя из особенностей работы, а речевое развитие предполагает задействие нескольких направлений (звукопроизношение, слоговая структура, словарь, грамматический строй, связная речь) или структуры речевого дефекта (если речь идет о коррекционно-развивающих занятиях по развитию речи).
Необходимо отметить, что не исключено использование кубиков частично, в зависимости от имеющейся проблемы, а также задачи, которую ставит воспитатель или учитель-логопед.
Из чего можно изготовить пособие самостоятельно?
Использованы кубики из целлюлозного материала и других материалов, в частности, из канцелярских принадлежностей (бумага, скотч, клей). В набор прилагаются игровые карточки-картинки, они могут быть заменены на имеющиеся у учителя-логопеда карточки-картинки с изображением различных предметов.
Мы рекомендуем приготовленные специально карточки-картинки, так как при использовании из готовых других пособий необходимо подбирать одинаковые по размеру и стилю оформления для удобства игры.
Также можно использовать и деревянные кубики (для старших дошкольников) и мягкие (тканевые) для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Также при отсутствии базовых кубиков их можно изготовить из картонных шаблонов. Наш выбор материала объясняется безопасностью использования, санитарными нормами (за тканевыми более сложно ухаживать, СанПиН ДОО не рекомендует мягкое оборудование использовать без регулярной специальной обработки, а также, в отличие от картонных кубиков, они более долговечны.
Содержание и возможности пособия
Пособие "Кубики-говорушки" представляет собой серию из 10 кубиков, размером около 7х7 см. Оформление граней кубов постоянно виде знакомых для детей схем. Мы использовали как традиционные, так и авторские (при обозначении звуков – наушники и звонки (Мазанова Е. В.).
Картотека картинок вариативна под задания игр, упражнений. Если рассматривать непосредственно целевое предназначение каждого кубика, то многофункциональность его минимизируется, поэтому пособие представлено комплексом, что дает полноту возможности ведения коррекционно-образовательного процесса.
Использование приемов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в педагогики дает возможность на практике в играх развивать связную речь воспитанников с помощью разработанных схем, карточек-символов. Суть данного метода заключается в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а в процессе игры ведет поиск, через знания только условного обозначения, схемы, что также соответствует главным требованиям ФГОС.
Принцип построения обучения лексико-грамматическим категориям, связной речи по пособию "Кубики-говорушки" от простого к сложному с использованием, как общедидактических, коррекционных технологий, так и психологических приемов для улучшения качества обучения и воспитания.
Возрастная направленность:
Рекомендуется для детей дошкольного возраста 5-7 лет. Может быть использовано при организации совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной игре общеразвивающей и коррекционной направленности.
Вариативность и видоизменение пособия
1. Может быть дополнен 3-4 кубиками (закрепление норм артикуляции – блок звукопроизношения, психологический блок – развитие эмоций в группе для детей компенсирующей направленности ДОУ).
2. В зависимости от возраста отдельные грани могут быть временно закрыты белым цветом (например, при изучении трапеции в группе для детей 6-7 лет открыта грань, в группе для детей 5-6 лет - закрыта).
3. В подготовительной к школе группе можно усложнить задачу составления предложения вводом схемы предложения или условия составления, например, не простого, а сложного предложения.