Олеся Надыршина
Дидактическое пособие «Я и мир вокруг меня»
▼ Скачать
Цель: способствовать познавательно-речевому развитию дошкольников, обогащение эмоционально-чувственного опыта, сенсорное развитие дошкольников.
Задачи:
1. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и тактильных ощущений;
2. Способствовать развитию сенсомоторной координации;
3. Знакомить с различными свойствами материалов;
4. Формировать элементарные математические представления;
5. Формировать элементарные знания об окружающем мире;
6. Способствовать развитию и обогащению словарного запаса;
Публикация «Дидактическое пособие „Я и мир вокруг меня“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2019
7. Способствовать формированию навыков общения.
Описание дидактического пособия :
Развивающий коврик «Я и мир вокруг меня» для детей – это комплексное дидактическое пособие, предназначенное для совместной игры взрослого и ребенка. Коврик сшит из фетра, размером 1м 50см* 1м 20см, на котором присутствуют разнообразные сочетания игровых элементов. Каждый из таких элементов направлен на развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорики, сенсомоторной координации, логики, тактильных ощущений ребенка и способствует формированию элементарных знаний об окружающем мире: земля, воздух, животные домашние и дикие, овощи и фрукты, ягоды и грибы.
На основу коврика прикрепляются игровые элементы при помощи липучки, магнитных кнопок, которые воспитатель использует с ребенком в совместной игровой деятельности для ознакомления его с окружающим миром и накоплению сенсорного опыта. Пристегивающие игровые элементы могут быть использованы и самостоятельно для индивидуальной работы с детьми.
Игровое поле коврика поделено на три части:
1 – лес с полянкой;
2 – деревенский домик с грядкой и сарайчиком;
3 - город.
Под игровым полем находятся кармашки, в которых располагаются игровые элементы необходимые для работы с детьми. Перед началом игры педагог раскладывает в карманы игрового поля картинки задания. На каждую игру разработана картинка смайлик. Игровой коврик может использоваться педагогами на индивидуальных занятиях, а также в самостоятельных играх детей. Коврик удобен в использовании, так как:
-участвовать могут 3-4 игрока;
- его могут перемещать по группе сами дети;
-есть возможность замены учебного материала. Постепенно дидактический материал пополняется и усложняется, чтобы интерес к игре не угасал.
Пособие используется в непрерывной образовательной деятельности по направлениям: речевое развитие, познавательное развитие, сенсорное развитие, театрализованная деятельность.
Игры – занятия с использованием развивающего коврика.
Речевое развитие.
Дидактическая игра : "Составь рассказ по картинке".
Цель: развитие речи, обогащение словарного запаса детей, развитие внимания, мышления, наблюдательности.
Ход игры: Детям предлагаем посмотреть внимательно на коврик, и составить рассказ с использованием открепительных элементов.
Игра «Продолжи предложение».
Цель: развитие речи, обогащение словарного запаса детей, развитие внимания, мышления, наблюдательности.
Ход игры: детям предлагается внимательно посмотреть на коврик, воспитатель задает вопросы по картине, а дети дают развернутый ответ.
Например:
-Что растет в огороде?
-Что растет на дереве?
-Какая погода?
Игра «Кто, что может делать?»
Цель: учить употреблять в речи глаголы, согласовывать слова в предложении, развивать мышление, внимание, воображение.
Ход игры: педагог, называет какое-либо животное и спрашивает, что может делать оно, а ребёнок, находит в кармашках данное животное и называет глагол, который можно отнести к животному и прикрепляет его на игровое поле. (Цыпленок - прыгает, пишит, клюет)
Игра «Назови ласково»
Цель: формировать умение детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов, развивать навык словообразования, умения подбирать родственные слова.
Ход игры: ребенок выбирает себе по очереди по одной модели с коврика, а педагог предлагает ему:
«Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай».
Корова – коровка
Лошадь – лошадка
Игра «Кто как голос подает?»
Цель: формировать умение детей произносить, как животные подают голос.
Ход игры: ребенок выбирает модель с коврика и произносит, как животное подает голос.
Игра «Кто у кого?»
Цель: учить детей употреблять в речи существительные единственного и множественного числа.
Ход игры:
У коровы - … (теленок, телята).
У свиньи - … (поросенок, поросята).
У лошади - … (жеребенок, жеребята).
У овечки - … (ягненок, ягнята).
Игра «Узнай зверя по описанию»
Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия, учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.
Ход игры:
Вариант 1. Педагог: описываем животного – ребенок отгадывает. – Маленький, желтенький. (Цыпленок.)
Вариант 2. Педагог задает вопрос, а ребенок подбирает слова – признаки и описывает животного. Свинья (какая) … (розовая, толстая).
Игра «Один - много»
Цель: формировать умение детей образовывать существительные множественного числа.
Ход игры: ребята я вам предлагаю быть волшебниками.
«Мы волшебники немного,
Был один, а станет много».
Цыпленок – цыплята.
Игра «Где спряталась?».
Цель: формировать умение определять пространственное расположение предметов относительно других. Упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, перед, между, под, над.
Ход игры: Педагог манипулирует фигуркой, а ребенок комментирует.
Дыхательное упражнение «Бабочка»
Цель: развивать речевое дыхание.
Ход игры: педагога читает:
«Бабочка красавица на цветочек села.
Ветерок дунул - она полетела.
Летела, летела и на другой цветок села».
На коврике закрываем один из цветков бабочкой. Задача ребенка сдувать бумажную бабочку с одного цветка на другой.
Познавательное развитие:
Ознакомление с окружающим миром
Игра «Календарь природы».
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях в природе.
Ход игры: дети меняют погоду на коврике в зависимости от погодных условий.
Игра «Выбери овощи», «Выбери фрукты».
Цель: закрепить знания детей о фруктах и овощах, внимательность, развитие мелкой моторики.
Ход игры: детям предлагается повесить яблоки на яблоню, посадить огород.
Игра «Посади клумбу».
Цель: закрепить знания детей о цветах, закрепить цвета, развитие мелкой моторики.
Ход игры: детям предлагается выбрать цветы и посадить клумбу.
Игра «Пруд с рыбками»
Цель: закрепить знания детей о речных жителях, закрепить цвета, развитие мелкой моторики.
Ход игры: проверить знания детей, что они знают о водоемах, кто в них живет, задаются наводящие вопросы.
Формирование элементарных математических представлений
Игра: «Посчитай меня»
Цель: закрепить счет в пределах 10.
Ход игры: детям предлагается посчитать пуговички или бусинки.
Игра «Какого цвета?»
Цель: закрепить счет, закрепить цвета, внимательность.
Ход игры: детям предлагается ответить, какого цвета тот или иной предмет.
Игра «Что близко, а что далеко».
Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета от себя.
Ход игры: Ребенок перечисляет предметы, которые находятся близко, далеко от него.
Логическое развитие
Игра «Что исчезло?»
Цель: учить детей фиксировать внимание на предметах; развивать
внимательность, наблюдательность.
Ход игры: показать детям коврик (они запоминают все детали, дети закрывают глаза, педагог убирает некоторые предметы и дети уже называют предметы, которые исчезли.
Сенсорное развитие.
Игра «Построй заборчик»
Цель: развитие мелкой моторики у детей.
Ход игры: предложить детям завязать из атласных лент бантики.
Игра «Кто в домике живёт?»
Цель: развитие мелкой моторики у детей.
Ход игры: предложить детям расстегнуть молнию и посмотреть, кто живёт в домике.