Павлова Юлия Самуратовна
Дидактическое пособие из фетра «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
1 Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Автор: Павлова Юлия Самуратовна
Организация: МДОУ «ДС № 127 г. Челябинска»
Предлагаю вашему вниманию универсальное, полифункциональное, мобильное, авторское дидактическое пособие из фетра.
2
Описание дидактического пособия «Времена года» (фото дерево, 4 сезона)
Публикация «Дидактическое пособие из фетра „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Поделки из фетра. Игрушки и пособия своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2023
Данное дидактическое пособие «Времена года» - это картины - модули, 4 отдельных мотива «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», которые соединены друг с другом последовательно, их объединяет центральная композиция – дерево. На дереве наглядно видна смена времён года, каждый модуль знакомит ребенка с конкретным временем года, и позволяет играть с деталями. Эти модули - картины позволяют развивать мелкую моторику ребенка и весело играть с листочками, цветочками и снежинками.
Пособие выполнено из фетра, ввиду экологичности материала, можно использовать практически с рождения, так как этот материал нетоксичный и гипоаллергенный.
В креплении мелких деталей применён принцип фланелеграфа (способ крепления деталей – липучка). Поэтому все детали в данном пособии съёмные, что позволяет с лёгкостью заменять их при необходимости. Также возможно дальнейшее детальное пополнение каждого модуля по причине его простоты исполнения.
Данное дидактическое пособие имеет разнообразное назначение:
Изучение последовательности наступления времён года.
осень;
зима;
весна;
лето;
Изучение основных признаков времён года.
«Осенний дождик»
«Листопад, листья жёлтые летят»
«Снег, снежок»
«Уж тает снег, бегут ручьи»
«Летняя пора»
Игры на развитие внимания, памяти.
«Что лишнее?»
«Что изменилось?»
Упражнения на развитие координации движения.
«Влево - вправо»
«Вверх – вниз»
Упражнения на изучение счёта, количества, пропорции.
«Сосчитай-ка»
«Угадай-ка»
Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года», можно использовать стихи и загадки.
3 Дидактические пособия из фетра привлекают внимание детей, развивают, что особенно важно для детей дошкольного возраста и детей с особенностями развития. Дидактическое пособие позволяет развивать сенсомоторную сферу, тактильное восприятие, двигательные нарушения, улучшать восприятие, внимание, память, счет, корректировать речевые и коммуникативные навыки, мелкую моторику детей. эмоционально-волевую сферу, развивать творческие способности, фантазию дошкольников. Данное пособие может быть использовано в индивидуальной и коллективной работе с дошкольниками разной возрастной категории от самого раннего возраста до старшего и подготовительного.
Многофунциональность данного дидактического пособия предполагает возможность его использования на любом этапе коррекционно-развивающей работы, как на этапе изучения нового материала, так на этапе закрепления. В непосредственно образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.
4 Цель: Формирование и закрепление знаний детей дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
Формировать представление детей о чередовании времен года, их характерных особенностей.
Обогащать и уточнять знания детей о жизни животных, называть отличительные особенности внешнего вида.
Закреплять понятия «осень», «зима», «весна», «лето».
Закреплять характерные признаки явления природы (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы).
Расширять и обогащать словарь детей по теме «Времена года».
Закреплять цвет, развивать навыки счета и речевую активность ( например: на дереве 1 желтый листик и 4 оранжевых, на дереве распустилось 5 беленьких цветочков, осенью зайка серенький, а зимой беленький и т. д.).
Развивать мелкую моторику рук (прикрепить, отстегнуть, достать, довешать, застегнуть).
Развивать мышление, внимание, память, воображение, слуховое восприятие.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Формы работы:
Коллективная работа.
Работа в парах.
Индивидуальная работа.
5 Модуль «Осень» содержит: листья в осенней цветовой гамме, серые зайчики, облака серые, овощи, фрукты, счетный материал.
Дидактическое упражнение «Путаница»
Цель: Закрепление характерных особенностей времен года.
Содержание: Разместить сезонные признаки времен года, но среди них
должны быть такие, которые не относятся к данному времени года. Детям
предлагается найти ошибки.
Дидактическая игра «Составь рассказ».
Цель: закрепить представления детей о последовательности
времен года, осознать красоту каждого времени года, развивать связную речь, активизировать и обогащать словарь.
«Осень» : Чем характерна погода осенью, конечно дождями, тучка закрыла солнышко. Листья начинают желтеть, в лесу выросло много грибов. Идет дождь.
Дидактическое упражнение «Один — Много»
Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Ход игры: Педагог закрепляет на деревьях детали и задаё т вопросы:
У меня в руке лист, а на дереве – ?
1 вариант: Лист – листья, яблоко – яблоки, гриб - грибы
2 вариант: «Что висит на этих деревьях?»
Ответы детей: «На дереве слева висит один лист, а на дереве справа – много листьев».
6 Модуль «Зима» содержит: снежинки, облака, солнце, деревья, птицы, медведь, спящий в берлоге, ежик, суслик, белые зайцы, лисы, воробьи, синички, снегири, счетный материал.
Дидактическая игра «Составь рассказ».
Цель: закрепить представления детей о последовательности
времен года, осознать красоту каждого времени года, развивать связную речь, активизировать и обогащать словарь.
Примеры составления рассказов по карточкам
«Зима» : Разговаривая о зиме, мы рассказываем о ее характерных признаках, что падает снег, можно играть в снежки, одна из любимых зимних забав – лепка снеговика. Зимой мы празднуем Новый год, дарим подарки, ждем Деда Мороза и т. д.
Дидактическое упражнение «Посчитай и скажи сколько?»
Цель: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными.
Ход игры: Дети на дереве считают, например, снежинки: «Одна снежинка, две снежинки, три снежинки.
7 Модуль «Весна» содержит: - листочки, цветочки, они поочередно прикрепляются на дерево, иллюстрируя его цветение весной, снег с проталинами, солнышко, дождик, ласточки, счетный материал.
Дидактическая игра «Составь рассказ».
Цель: закрепить представления детей о последовательности
времен года, осознать красоту каждого времени года, развивать связную речь, активизировать и обогащать словарь.
«Весна» : Весной природа оживает. Появляются первые листочки, а затем распускаются цветы, о насекомых, которые просыпаются после зимы, о прогулках на природе.
8 Модуль «Лето» содержит: солнце облака, деревья, зеленые листья, овощи, фрукты, цветы, пчелы, божьи коровки.
Дидактическая игра «Составь рассказ».
Цель: закрепить представления детей о последовательности
времен года, осознать красоту каждого времени года, развивать связную речь, активизировать и обогащать словарь.
«Лето» : Летом ярко светит солнце. На полянке растут цветы, на яблоне яблоки краснеют, можно купаться.
9 Игра «Чего не стало?», «Что изменилось?»
10 Игра «Найди пару»
11 Дидактическая игра «Танграм»
Цель: научить логически думать, выделять геометрические фигуры, создавать заданную фигуру.
Правила игры:
1. Каждая собранная композиция должна состоять из всех семи частей головоломки.
2. Нельзя накладывать части одну на другую, их можно только передвигать по поверхности.
3. Смежные фигурки должны примыкать друг к другу.
При усвоении предыдущего этапа, задания меняются:
1. Накладывание фигур на готовый образец-схему (размеры фигур совпадают с размером фигур на схеме, схема с контурными границами).
2. Выкладывание фигур рядом с образцом (размеры фигур могут не совпадать с размером фигур на схеме, схема с контурными границами).
3. Выкладывание фигур по образцу-схеме без контурных границ фигур.
12 Игра «Собери целое»
13 Игра «Составь по-порядку»
14 Дидактическая игра «Веселый счет»
15 Дидактическая игра «Четвертый лишний»
16 Данное пособие, как элемент развивающей предметно – пространственной среды группы, соответствует требованиям ФГОС. Оно обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщено, трансформируемо, полифункционально, вариативно, доступно и безопасно.
17 Спасибо за внимание!