Абрамова Дарья Сергеевна
Дидактическое пособие — игробук «Я знаю правила дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день по данным Росстата России определено, что в Российской Федерации существует проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии.
Публикация «Дидактическое пособие — игробук „Я знаю правила дорожного движения“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Дидактические игры
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Уголки и центры
- Темочки
Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль.
Поэтому важно начинать обучение детей правилам дорожного движения уже в дошкольном возрасте. Педагогам необходимо тщательно продумать построение такой предметно – развивающей среды, которая позволит организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей для обучения правилам дорожного движения и формирования навыков безопасного поведения на дорогах.
Одной из основных задач предметно – развивающей среды является обогащение уголков ПДД в дошкольном учреждении играми и игровыми пособиями. Как уже известно именно игровая деятельность является ведущей у дошкольников.
Актуальность игрового пособия Игробук «Я знаю правила дорожного движения» обусловлена тем, что его содержание соответствует возрастным нормам детей и программным требованиям в обучении детей дошкольного возраста правилам дошкольного движения. Дети самостоятельно могут использовать игробук в игровой деятельности.
Цель: Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о безопасном поведении на дороге через игровое пособие игробук «Я знаю правила дорожного движения».
Задачи:
Образовательные:
-Расширить и закрепить знания о правилах дорожного движения, о пользе соблюдения этих правил
- Закрепить знания о дорожных знаках, об их назначении, умения узнавать знак по внешнему виду
-Формировать у детей ответственность за свою жизнь.
Развивающие:
- Развивать у детей интерес к изучению правил дорожного движения;
- Развивать у детей познавательные умения: внимание, память, мышление, речь
- Развивать умение анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждения на основе установления причинно - следственных связей
- Развивать у детей умение активно вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
-Воспитывать привычку к соблюдению правил дорожного движения
-Воспитывать желание работать сообща.
В игробук «Я знаю ПДД» (Приложение1) входят 9 дидактических игр :
Игра «Подбери знак»
Задачи: Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Учить детей различать дорожные знаки, знать их назначение. Развивать наглядно-образное мышление.
Игровое задание : К картинке с определенной дорожной ситуацией подобрать нужный дорожный знак. Повторить правила дорожного движения (Приложение 2). Игра «Собери дорожный знак»
Задачи: Закрепить и систематизировать представления детей о знаках дорожного движения, их назначении, тренировать в подборе подходящих по форме и цвету фрагментов рисунка дорожного знака и складывании их в целое изображение, развивать память, связную речь, логическое мышление, пространственную ориентировку, внимание, мелкую моторику рук.
Игровое задание : Правильно собрать пазл в виде дорожного знака, озвучить его название, назначение, к какой группе знаков он относится, определить цвет, форму. (Приложение 3)
3) Игра: «Четвертый лишний»
Задачи: Способствовать умению детей различать, называть, классифицировать разные виды транспорта (воздушный, наземный, водный).
Игровое задание : Правильно выбрать из предложенных карточек, транспорт, который не принадлежит к определенной категории транспорта. (Приложение 4) Игра: «Подбери транспорт»
Задачи: Учить соотносить работника и его транспортное средство, правильно называть профессию, развивать память, мышление, сообразительность. Закреплять знания о профессиях и видах транспорта
Игровое задание : Правильно подобрать транспорт, который принадлежит определенной профессии, озвучить его название, назначение. Развивать память, мышление, речь. (Приложение 5)
5)Игра «Из чего состоит дорога?»
Задачи: Закрепить у детей понятия «тротуар», «обочина», «проезжая часть», правильно называть части из которых состоит дорога, развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, речь
Игровое действие : Дети должны соотнести изображение на своей карточке с картинкой в том месте, в котором они должны оказаться. Как только все участники занимают свои места, дорога считается собранной. (Приложение 6)
6)Игра «Перепутанные линии»
Задачи: Формирование познавательного интереса к правилам дорожного движения через игру.
Игровое действие : Дети должны цветными маркерами разных цветов провести линию до нужного транспорта, на котором будет перемещаться пассажир. (Приложение 7)
7)Игра «Лабиринт»
Цель: закрепить знания о видах транспорта, их назначении
Игровое действие : Дети должны с помощью машинок проехать маршрут соблюдая правила дорожного движения. (Приложение 8)
8)Лото «Дорожные знаки»
Цель: Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
Игровое действие : Один из детей объявляет карточку, игрок находит ее на игровой карте и закрывает ею соответствующее изображение, игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут заполнены жетонами. Выигрывает тот, кто первым заполнит свою карточку. (Приложение 9)
9)Игра «Реши дорожную ситуацию»
Цель: учить детей различать следующие дорожные знаки : «Дети», «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка»; «Пешеходный переход», «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено», «Место остановки автобуса», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход» воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
Игровое действие : разыгрывание и решение различных дорожных ситуаций. (Приложение 10)
В игробук вложены дополнительные материалы:
- раскраски по теме «Правила дорожного движения»; (Приложение 11)
- наглядный материал «Предупреждающие знаки», «Предписывающие знаки и знаки особых предписаний», «Знаки приоритета и запрещающие знаки». (Приложение 12)
Формирование безопасного поведения – компонент педагогического процесса, способствующий формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.
Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, не только оберегает и защищает ребенка, но и подготавливает его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Создание предметно-пространственной развивающей среды, которая отвечает современным требованиям и задачам по формированию безопасного поведения детей; обеспечивает эффективность образовательного процесса. Совокупность форм, методов и средств, направленная на формирование безопасного поведения детей и обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанная модель игробука может быть использована педагогами дошкольных образовательных учреждений для улучшения качества работы по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.