Татьяна Куликова
Дидактическое пособие «Домик ощущений»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимания; проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей. В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи; также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка; приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Темочки:
Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Дети развиваются в деятельности.
Именно это подвело нас к мысли, о необходимости уделять больше внимания к развитию речи через дидактическую игру и режимные моменты. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Поэтому это задача должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно.
2019 году творческой группы МБДОУ 233 г. было разработано дидактическое пособие «Домик ощущений». Наше пособие «Домик ощущений» это аналог «Ящика ощущений» рекомендованный программой «Мозаика» «для привлечения внимания детей на особенности материала, из которого изготовлены игрушки, предметы быта и др.»
Цель пособия : обогащение активного словаря детей посредством развития тактильного восприятия, расширения представлений о сезонных особенностях, восприятия художественной литературы и фольклора.
Задачи:
• формировать умение понимать слова, обозначающие качества предмета, расширять и активизировать словарный запас;
• развивать речевые навыки детей в процессе познания;
• упражнять в умении узнавать и классифицировать предметы на ощупь по характерным признакам;
• закреплять представление детей о форме и величине предметов;
• развивать мелкую моторику рук и тактильные ощущения;
• развивать психические процессы, познавательной активности;
• развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения, желание отвечать на вопросы;
• поддерживать стремление воспроизводить запомнившиеся слова, песенки персонажей, небольшие стихотворения.
Мы предлагаем несколько вариантов игры с «Домиком ощущений»
«Найди предмет, который назову»
Цель: нахождение и называние предмета по инструкции взрослого. Ход игры: ребенку предлагается просунуть руки в отверстия домика, на ощупь определить названный взрослым предмет, рассказать какой предмет или игрушку он нашел.
«Угадай из чего сделано»
Цель: определение тактильным способом и умение называть материал, из которого изготовлены игрушки и предметы (дерево, резина, пластмасса и т. д.) Ход игры: ребенку предлагается просунуть руки в отверстия домика, на ощупь определить материал, из которого сделан находящийся в нем предмет, описать словами какой он.
«Тактильные кружочки»
Цель: определение фактуры поверхности предметов тактильным способом, умение их называть.
Ход игры: ребенку предлагается просунуть руки в отверстия домика потрогать тактильные кружочки и назвать какие они на ощупь (пушистый, гладкий, скользкий, шершавый, колючий и т. д.).
«Найди пару» 1 вариант:
Цель: нахождение тактильным способом двух одинаковых предметов по форме и материалу, отражение результатов поиска в речи.
Ход игры: ребенку предлагается просунуть руки в отверстия домика, на ощупь определить форму и материал находящихся в нем предметов, выбрать два одинаковых, назвать их и рассказать какие они.
2 вариант:
Цель: нахождение тактильным способом двух предметов одинаковых по материалу, но разных по форме, отражение результатов поиска в речи. Ход игры: ребенку предлагается просунуть руки в отверстия домика, на ощупь определить форму и материал находящихся в нем предметов, выбрать два одинаковых по материалу и разных по форме, назвать их, рассказать какие они.
«Найди и разложи правильно»
Цель: определение и классификация предметов тактильным способом на группы по какому-либо признаку, отражение результатов классификации в речи. Ход игры: ребенку предлагается просунуть руки в отверстия домика, на ощупь определить находящиеся в нем предметы и разделить их на две группы по какому-либо признаку (гладкие и шершавые; резиновые и деревянные и т. д., назвать эти признаки.