Наталья Цыбулина
Дидактическое пособие «Деревянные странички»
▼ Скачать + Заказать документы
БДОУ МО Динской район
«Детский сад №50»
по художественно – эстетическому развитию
«Деревянные странички»
Авторы: Воспитатели группы компенсирующей направленности
Буховко И. В. Цыбулина Н. В.
1. Пояснительная записка
2. Актуальность
3. Дидактические игры
4. Методические рекомендации
5. Планируемый результат
6. Заключение
7. Список используемых источников и литературы …
Публикация «Дидактическое пособие „Деревянные странички“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2023
«Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказкой начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим в целом»
В. А. Сухомлинский
Сказка как средство развития речи у ребёнка издревле используются в дошкольной педагогике. С раннего детства мир сказок знаком ребёнку. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям. Развитие речи детей - актуальная задача в формировании его личности.
Введение ФГОС ДО определяет задачу реализации программы, призванной обеспечить полноценное развитие воспитанников во всех областях, в том числе и в социально – коммуникативном и речевом развитии.
Речь ребё нка развивается в единстве с формированием мышления: расширяется кругозор, совершенствуется мыслительные операции, появляются новые знания и умения.
Практика работы с детьми показывает, что дети дошкольного возраста, испытывают проблемы при составлении рассказов, пересказе текстов, при составлении текстов сказочного содержания. Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в использовании наиболее эффективных методов работы, направленных на формирование связной и творческой речи дошкольников. С этой целью нами было создано многофункциональное, яркое дидактическое пособие «Деревянные странички».
Для того чтобы педагогический процесс был мотивированным и занимательным.
Пособие можно применять : в «Художественно – эстетическом развитии», «Речевом развитии», «Познавательном развитии», «Социально – коммуникативном развитии». Оно подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с малыми подгруппами. Данное пособие может быть использовано не только в образовательной, но и в свободной деятельности. Как в индивидуальной работе, так и с малыми подгруппами.
Практическая значимость
Многофункциональность пособия заключается в том, что, с его помощью можно решать широкий круг интегрированных образовательных задач и использовать в различных видах детской деятельности. Данное пособие приобщает детей к художественной литературе, театрализованной деятельности, а также поможет развивать речь и формировать представления об окружающем мире. Оно может быть использовано не только педагогом, но и родителями. Дети играя с фигурками, обыгрывают свои действия, с удовольствием отвечают на вопросы о создаваемых сюжетах. Действия с пособием помогут детям усвоить такие понятия, как вправо – влево, перед – за – после – между, над – под.
Основная часть
Цели и задачи
Цель: развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи на примерах русских народных сказок.
Образовательные задачи:
Закрепить и упорядочить накопленные детьми знания о русских народных сказках; развивать мышление, воображение, внимание, усидчивость и мелкую моторику; способствовать формированию интереса к книгам, произведениям устного народного творчества - сказкам. Обогащать словарный запас детей. Развивать желание выполнять совместные игровые задание.
Основные составляющие пособия
Пособие представляет собой деревянный сундучок в который помещены деревянные спилы «странички» разные по форме и диаметру. И этот природный материал на которых с помощью акриловых красок изображены персонажи разных сказок, а также картинки выполненные детьми и родителями.
Используя дидактическое пособие «Деревянные странички» мы учим детей правильно строить свою речь начиная с небольших высказываний, понимать простые задания которые им предлагаются.
Преимущества использования данного дидактического пособия :
• Доступность для детей дошкольного возраста
• Многовариантность применения в играх развивающих речь, восприятие, внимание, память, мышление
• Простота и удобство использования
• Возможность использования несколько вариантов игр
Дидактические игры
• Дидактическая игра "Сказочная страна"
• Вариант №1
• Дети выбирают героев из названной воспитателем сказки и окружающую обстановку и разыгрывают ее на одном из полей.
• Два ребенка выбирают любых героев и окружающую обстановку и разыгрывают сюжет по желанию.
• Воспитатель загадывает загадку по сказке или определенному герою, а дети говорят отгадку и выкладывают сюжет сказки или героя.
• Воспитатель рассказывает детям, что есть одинаковые предметы, части тела у разных людей, животных, предметов. Просит детей показать одинаковое.
• Затем предлагает разложить на полях фигурки и предметы с чем-то одинаковым. Например: на первое поле всех у кого есть хвосты, на второе всех, у кого нет. Можно уточнить у детей, чем похожи (в сказке"Репка") дед, внучка и бабка (ходят на ногах, люди, чем похожи Жучка, кошка, мышка (животные) и т. д.
• Вариант 2.
Дидактическая игра «Что где находится?»
Воспитатель просит разместить героев в определенной последовательности. Например, в сказке «Теремок» медведь будет первым, а мышка - последней.
Дидактическая игра «Найди по силуэту»
Воспитатель предлагает детям со всех сторон рассмотреть фигурки из сказок. Далее он объясняет, что такое силуэт, просит детей обвести пальчиком силуэт выбранной фигурки.
• Затем воспитатель выкладывает силуэты фигурок вырезанные из картона и предлагает детям отыскать силуэт своего героя сначала сравнивая с фигуркой.
Дидактическая игра «Расскажи о картинке»
• Воспитатель выкладывает фигурку одного из героев на одно из полей и описывает, как он выглядит, добрый он или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т. д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.
• Затем воспитатель берет другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись.
• Если это не получается, ведущий задает наводящие вопросы: во что одет дед; старый он или молодой; что делает; большой он или маленький и т. д.
Дидактическая игра «Теремок»
• Воспитатель показывает фигурки героев сказки. - Угадай из какой сказки пришли герои? - Расскажи эту сказку (ребенок самостоятельно или с помощью воспитателя рассказывает сказку). - Кто первый нашёл теремок? Кто пришёл второй? Третий? Кто пришёл последним и сломал теремок?
Дидактическая игра «Кого не хватает?»
• Воспитатель раскладывает на одном из полей героев сказки «Теремок», лягушка не выложена.
• Ребенку предлагается назвать героя, которого не хватает.
Дидактическая игра «Кто лишний?»
Воспитатель раскладывает фигурки с героями сказки Репка и добавляет картинку с изображением волка
Детям предлагается назвать лишнего героя.
(«Теремок + бабка, «Курочка Ряба» + лягушка «Колобок» + мышка)
Дидактическая игра «Выложи по порядку»
На полях прикреплены герои сказки «Репка»
Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку, и расположить ее героев по порядку так, как это происходило в сказке.
Методические рекомендации
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия будут полезны для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей. В непосредственно образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций. Данное пособие могут использовать педагоги, родители и дети в самостоятельной деятельности.
Планируемый результат.
Родители:
1. Родители и дети с активно используют данное пособие.
2. Родители совместно с детьми рисуют любимых сказочных героев.
3. Родители приносят нам готовые спилы «странички» на которых дети с удовольствием проявляют свои творческие способности.
4. Дети самостоятельно рассказывают сказки не только друг другу, но и родителям.
Педагоги:
Применение на занятиях и в свободной деятельности дидактического пособия «Деревянные странички» будет способствовать :
1. Развитию всех компонентов устной речи, в том числе звуковой культуре речи, грамматическому строю речи, связной речи.
2. Формированию умения рассказывать сказки, на основе построения наглядной модели.
3. Развитию способностей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
4. Содействует развитию элементарных навыков продуктивной деятельности.
5. Развивает произвольное внимание, образное мышление, образ «Я».
Таким образом, используя огромный воспитательно-образовательный потенциал дидактического пособия, мы можем решать самые разнообразные задачи художественно-эстетического развития детей.
Заключение.
Возможности сказки уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Эффективными для развития детей являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений,. К тому же театрализация процесса сказок привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. С помощью дидактического пособия «Деревянные странички» можно подвести ребенка к пониманию вначале простого сюжета картины, а потом и более сложного. Ребенку легче понять сюжет, который на его глазах и создается. Но самое главное, в этом случае у ребенка появляется больше возможности самостоятельно действовать с картинкой.
Список используемых источников и литературы.
1. Гербова В. В Развитие речи в детском саду.
2. Корякина Л. В. / Дошкольное воспитание. 2006 - №5.
3. Сухин Н. Г. «Литературные викторины, тесты и сказки - загадки для дошкольников». - М. «Новая школа», 2007.
4. Затулина Г. Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа). Учебное пособие - М., Педагогическое общество России. 2007.-176 с.
5. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. - М. : Детство-Пресс, 2010. - 0 c. 5. Лыкова, И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И. А. Лыкова. - М. : Сфера, Карапуз,
6. Сборник сказок ; «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин»,
обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный»,
обр. И. Карнауховой; «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка»,
обр. М. Булатова; «Финист- Ясный сокол»,
Фольклор народов мира:
«Дом, который построил Джек», «Старушка»,
англ., пер. С. Маршака; «Как братья отцовский клад нашли»,
молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист»,
кит., пер. Ф. Ярилина; «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром»,
инд., пер. Н. Ходзы; «Чудесные истории про зайца по имени Лек»,
сказки народов Западной Африки,
пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», и. т. д