Ломтева Оксана
Дидактическое пособие «Букваляндия»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Страна Букволяндия»
Данное пособие предназначено для обучения детей грамоте. Пособие позволяет педагогу постепенно вводить новые буквы в процесс обучения дошкольников грамоте. При помощи этого пособие дети постепенно знакомится с буквами. Данное пособие позволяет акцентировать внимание детей на гласных и согласных буквах, знакомит детей с соседями буквы. Пособие может использоваться во всех возрастных группах начиная с младшей группы где детки только знакомятся со звучание слова и заканчивая подготовительной группой, когда детки уже знают вес алфавит.
Темочки:
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Обучение грамоте, логопедия. Игры, дидактические пособия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Цель: формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте.
Задачи:
- формировать у детей фонематические процессы (умение слышать, разли-чать и дифференцировать звуки родного языка);
- знакомить со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания;
- знакомить с правилом написания гласной буквы после мягких и твердых согласных звуков;
- учить слоговому строению слов.
Пособие изготовлено из фетра, закрепленном на ковролине. Каждая буква распечатана, приклеена на очень плотный картон, заламинирована. Буквы прикрепляются к домикам с помощью липучки.
Букволяндия, населена буквами, которые занимаются самыми обычными делами подобно людям. Они играют, гуляют, мастерят, ходят в гости, то есть делают все, что делаем мы с вами. В отдельном домике с красной крышей живут гласные буквы. Напротив друг друга живут буквы, которые похожи по звучанию: У - Ю, А - Я и т. д. С ребятами мы поём песенки старших и младших сестричек по порядку и вразбивку. Опора на зрительный и слуховой анализаторы помогает детям легче усвоить материал.
В самом большом доме под синей крышей живут согласные буквы, которые обозначают два звука: твёрдый и мягкий. Посередине живут парные согласные - Б-П, Г-К и т. д. Справа живут согласные буквы, у которых нет пары (М, Н, Р, Л, Х). А слева звонкие согласные.
Также в Букволяндии расположен белый домик, в котором живут буквы-привидения - Ъ и Ь. Так их назвали за то, что они не обозначают никакого звука и поэтому не имеют своего домика.
Дидактическое пособие может широко использоваться как в учебной деятельности, так и в игровой, помогает разнообразить занятия и поддерживать интерес детей на протяжении длительного времени.
Таким образом, дидактические игры способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, расширению активного словаря, углублению интереса к языку. Очень важно, чтобы они не только методически правильно проводились, но и сохраняли свойственный им развлекательный и эмоциональный характер. Любое занятие важно заканчивать теми играми, упражнения которых доступны ребенку, доставляют ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности.
Дидактическое пособие «Страна Букволяндия» в работе с дошкольни-ками.
Игра «Освободи жителей Букволяндии».
Цель: Развитие фонематического восприятия, дифференциация гласных и согласных, мелкой моторики, ориентировки в пространстве (на ковролине).
Ход игры
В игре могут принимать участие одновременно двое детей, которым необходимо освободить жителей Букволяндии, выполнив следующие задания:
– под домиком красного цвета, обозначающего гласные звуки, нужно поместить картинки, названия которых начинаются с гласного звука.
– под домиком синего цвета, обозначающего согласные звуки, нужно поместить картинки, названия которых начинаются с согласного звука.
Выполнив эти задания, дети освободят жителей Букволяндии.
Игра «Назови первый звук», «Кто в домике живет?»
Цель: направленные на развитие способностей различать гласные звуки.
Ход игры
По первому звуку в названии картинок дети определяют, какой звук
живет в домике.
Игра «Поможем зайчику пригласить гостей»
Цель: закреплять умение находить слова на заданный звук.
Ход игры: Дети делятся на команды, ищут карточки, в названии которых есть нужный звук( 1 вариант- слово начинается на заданный звук, 2 вариант- независимо, где стоит этот звук в слове).
Игра «Собираем звуки» - у детей «домики звуков», у воспитателя картинки с данными звуками в названии. Дети называют картинки и помещают их в нужный домик.
Игра «Подели звуки» - у детей картинки звуков. Воспитатель рассказывает историю о том, что к звукам пришли гости, но никак не могут найти нужный домик. Дети называют звук и помещают их в нужный домик.
Игра «Нарисуем портрет знакомых звуков (букв) и разложим их в домики» Игра «Кто больше слов придумает для своего звукового домика?
Игра «Похоже – не похоже»
Цель: закреплять представление о согласных и гласных звуках, развитие монологической речи, умения доказывать свою мысль.
Детям предлагается найти сходства и различия между домиком Гласных и домиком Согласных.
Игра «Раздели звуки на команды»
Цель: закрепить представление о согласных звуках, развивать способность классифицировать.
Детям предлагается разделить согласные звуки на команды разными способами. В итоге звуки могут быть разделены на следующие группы: звонкие и глухие; мягкие и твердые; звонкие мягкие и звонкие твердые; глухие мягкие и глухие твердые; имеющие пару по твердости и мягкости и не имеющие такой пары; звуки, которые бывают только мягкими и звуки, которые бывают только мягкими.
Игра «Куда поселить мягкий знак?»
Цель: развитие логического мышления, умения доказывать свою мысль.
Детям задается вопрос: почему Ь живет в домик Согласных, можно ли поселить его в домик Гласных.
Дидактическая игра «Поймай звук».
Цель: развитие фонематического слуха, фонематического воспри-ятия; формирование понятия о механизме образования звука [У], его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы; умения выделять звук в слове. Формирование навыка мягкого голосоведения.
Содержание игры: дети рассматривают картинку и произносят любимый звук паровозика: [У-у-у!]. Педагог обращает внимание детей на положение органов артикуляции :
- губы вытянуты трубочкой,
- язык спокойно лежит на дне рта – «домика»,
- зубы сближены, но не сомкнуты,
- воздушная струя теплая и спокойно выходит изо рта, не встречая преграды.
Звук [У]-гласный (его можно петь,
обозначение звука – круг (фишка)
красного цвета.
Педагог выставляет на «Звуковой домик» картинку паровозика с графическим изображением буквы У, читает двустишье:
Буква У кричит : «Ура!».
Руки тянет вверх она.
Дети зрительно ищут связь между звуком и буквой (Буква У похожа на уши зайца, рожки улитки, ветку дерева и т. п.). Педагог проводит знакомство с буквой без установки на запоминание. Затем дети выполняют фонетические упражнения (на плавном длительном выдохе) «Волк воет», «Поезд приближается и удаляется». В заключении педагог предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку [У].
По аналогии проводится знакомство с другими гласными звуками русского языка.
Дидактическая игра «Кто свистит?».
Цель: развитие фонематического слуха, фонематического воспри-ятия; формирование понятия о механизме образования звука [С], его акустических особенностях с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы, умения выделять звук в слове.
Содержание игры: дети рассматривают картинку, на которой из насоса выходит воздух [ссс. ], произносят звук [С] хором и индивидуально. Педагог обращает внимание детей на артикуляцию, с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного контроля :
- губы растянуты в улыбке;
- зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
- кончик языка упирается в нижние зубы;
- по середине языка идет сильная, холодная, плавная воздушная струя;
- голосовые связки не работают (тактильный контроль – рука у горла).
Звук [С] – согласный, твердый, обозначаем фишкой (кругом) синего цвета, глухой. Педагог предлагает детям вспомнить, что издает свист (воздух, выходящий из насоса; вода, льющаяся из крана; вьюга; ветер, суслики, тушканчики и т. д.).
Педагог крепит на «Звуковой домик» картинку с графическим изображением буквы С :
Шел конь, подковами звеня,
Как буква С следы коня. (Е. Тарлапан)
Педагог проводит знакомство с буквой без установки на запоминание. Затем предлагает детям самостоятельно дать характеристику звуку [С].
По аналогии проводится знакомство с другими согласными глухими звуками русского языка.
Игра «Если горлышко «дрожит»,
Значит, звонкий звук бежит!»
Цель: развитие слухового внимания, умения давать развёрнутую характеристику звуку [Ж], развивать звуко-слоговые представления ребенка.
Содержание игры: Взрослый кладет на стол предметную картинку с символом звука [Ж] (пособие З. Е. Агранович) и сообщает о том, что в гости летит весёлый жук и поё т песенку: «Ж-ж-ж». Воспитатель предлагает повторить звук [Ж-ж-ж-ж. ]
Педагог обращает внимание детей на артикуляцию, с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного контроля :
- губы вытянуты бубликом, рупором;
- кончик языка поднят за верхние зубы;
- боковые края языка прижаты к верхним
коренным зубам,
- посередине языка идёт сильная плавная
воздушная струя,
- горлышко «дрожит», вибрирует:
Если горлышко дрожит,
Значит, звонкий звук бежит.
- Звук [Ж] – согласный, всегда твёрдый, звонкий. Обозначать звук [Ж] будем фишкой синего цвета с колокольчиком.
Взрослый предлагает детям:
• повторить характеристику звука;
• найти грань кубика с нужным символом и показать его;
• подобрать картинку на заданный звук и поместить его в «Звуковой домик»;
Таким образом, можно характеризовать любой согласный звонкий звук по мере изучения.