Татьяна Жданова
Дидактическое пособие «Банк знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Банк знаний»
Задачи:
обобщение и закрепление знаний об окружающем мире;
развитие лексико-грамматического строя речи;
развитие инициативности, самостоятельности и любознательности детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Дидактическое пособие „Банк знаний“» размещена в разделах
- Банк. Знакомим дошкольников с банком
- Дидактические игры
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2015
Подрастающий дошкольник ежесекундно озадачивает педагогов все новыми и новыми вопросами. Отчего на небе появляются облака? Кто живет в Антарктиде? Когда жили динозавры? и Что происходит на звездах? Эти вопросы настолько разнообразны и неожиданны, а любознательный ум дошкольника стремится услышать исчерпывающий ответ с обилием деталей и примеров, а еще лучше увидеть то, о чем ему рассказали. Даже самому разносторонне подкованному педагогу в такой ситуации без помощников не обойтись. Таким незаменимым помощником может стать детская энциклопедия.
В настоящий момент в книжных магазинах можно найти огромное количество написанных специально для детей энциклопедий, они могут быть универсальными из серий «Отчего и почему?», «Все обо всем» или «Хочу все знать» или тематическими. Так хочется объяснить ребенку все сразу, дать представления обо всех сферах жизни, чтобы подрастающий дошкольник смог сориентироваться в безграничном океане знаний и выбрать свой путь исследования мира в соответствии со своими интересами, а, проще говоря, «нашел себя».
После того как энциклопедии были выбраны, важно было научить детей правильно ими пользоваться, находить в книге ответы на вопросы. Ведь научно-популярная литература энциклопедического характера существенно отличалась от привычных для них сказок или стихов.
Энциклопедию невозможно прочитать подряд от корки до корки за день. Мы выбирали время, и каждый день прочитывали какую-то из глав энциклопедии. Тему выбирал сам ребенок.
После знакомства с новой информацией мы обсуждали прочитанное, пробовали провести аналогии и сравнения с уже известными детям явлениями и предметами, предлагалось детям немного пофантазировать или высказать впечатления. Но далеко не все дети охотно участвуют в подобных беседах. Тогда мне в голову пришла идея, закрепить полученные знания косвенным способом: была создана «умная копилочка», в дальнейшем по обоюдному решению переименованная в макет здания с кармашками «Банк знаний».
Для создания макета нам потребовалось: коробка, канцелярский нож, клей, остаток обоев, крепированная бумага, пластиковая папка-конверт для окошек банка.
принцип работы с детьми:
Работа с детьми строилась следующим образом:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, сейчас вы увидите отрывок из знакомого вам всем мультфильма (показ видео фрагмента о белых медведях «Умка»).
Воспитатель
:
Ребята, о чем этот мультфильм? (О белых медведях)
А что вы знаете о белых медведях? (ответы)
Хотели бы вы узнать еще что-нибудь интересное о белых медведях?
Тогда посмотрите энциклопедии, которые лежат перед вами и найдите в них информацию о белых медведях. (Дети ищут тему в энциклопедиях. Находят и показывают)
Чтение нескольких абзацев энциклопедии
Что нового вы узнали?
Какие вопросы мы поместим в наш Банк знаний? ((Вопросы записываются на заранее подготовленные полоски бумаги и вставляются в кармашек.)
Ребята, у нас в Банке знаний появилось новое окно, как мы его назовем? (ответы детей)
Чего не хватает в нашем окошке?
Предлагаю вам выбрать картинку и приклеить ее на окно Банка. (Картинки разной тематики подготовлены заранее, также дети могут нарисовать ее по желанию)
Также в работе с родителями рекомендую обсудить данную тему с детьми.
Дети в подготовительной к школе группе в основном все читающие. Каждый день в любое свободное время ребенок по своему желанию подходит к «банку знаний», берет из кармашков вопросы, отвечает сам или задает их другому. Закрепление пройденных тем проходит по желанию детей. Дети самостоятельно играют в игры: «Самый умный»; «блиц-опрос».
Активно обсуждают с родителями полученные знания.
«Банк знаний» - это многофункциональный дидактический материал, который используется не только в свободной деятельности, но и в НОД.
Дети сами приходят к выводу, что пора добавить новый вопрос или новую тему, когда понимают, что с легкостью отвечают на уже имеющиеся вопросы.
Тогда мне пришла идея усложнить детям задачу и в «Банке знаний» появилось новое окно: «Секретный вопрос». В окно вставляется вопрос, из неизвестной детям темы. С целью научить детей самостоятельно находить информацию. Если дети не читающие, они находят ответ с помощью иллюстраций.
По моим наблюдениям, дети, с нарушением речи, которые вели себя отстраненно, в обсуждение не включались, буквально на третьей теме стали активно принимать участие в обсуждении, формулировать свои вопросы и с удовольствием отвечать на вопросы других детей.
Постепенно дети поняли, как интересно находить ответы на свои вопросы в книге и научится пользоваться энциклопедией самостоятельно. Чтение детских энциклопедий формирует у дошкольников активную познавательную позицию, расширяет границы представлений об окружающем мире, повышает общий уровень эрудиции и обогащает детскую речь новыми словами. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.
Принцип подбора энциклопедий
Детская энциклопедия должна соответствовать возрасту ребенка или немного его опережать, даже очень полезная информация, адресованная школьнику, вряд ли будет в полной мере усвоена малышом, он быстро потеряет интерес к сложному по структуре тексту. Статьи энциклопедии должны быть написаны увлекательно, это позволит развить у ребенка интерес к научному исследованию явлений окружающего мира.
Другой определяющий момент, на который следует обращать внимание, наличие и качество иллюстраций. В детской книге обязательно должны быть картинки, это, несомненно, одно из составляющих особую притягательность для детской читательской аудитории свойств.
С самого раннего детства они учат ребенка воспринимать научный стиль изложения. Идеальные иллюстрации для статьи детской энциклопедии - фотографии или реалистично нарисованные рисунки. Избегайте чересчур ярких картинок или изображений, изменяющих пропорции изображенных предметов, такие авторские фантазии могут быть уместны в художественной литературе, в научно-популярном издании они неприемлемы.
По ходу чтения я следила, чтобы ребенку были понятны все слова статьи. Непонятные термины или словоупотребления обязательно нужно объяснить, при возможности с примерами из жизни.