Любовь Гордеева
Дидактическое многофункциональное пособие «Дерево. Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять.
Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и пропитать игрой всю его жизнь. А. Макаренко.
Дидактическое многофункциональное пособие «Дерево. Времена года» предназначено для формирования у детей представлений о сезонных изменениях в природе. Пособие в игровой форме научит ребенка классифицировать, сравнивать, находить сходства и различия. Ребенок с легкостью сможет рассказать о характерных признаках каждого времени года. Благодаря элементам с креплениями на липучках он сможет самостоятельно оформить дерево по сезонам.
Публикация «Дидактическое многофункциональное пособие „Дерево, Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Макеты сезонных деревьев
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Деревья и кустарники
- Дидактические игры
- Темочки
Направление пособия:
- позволяет расширять представления детей о живой и неживой природе в разное время года;
- пособие можно использовать как часть календаря природы;
- способствует эффективному запоминанию времён года, позволяет увеличить словарный запас, развивает речь детей, мелкую моторику рук;
- развивает коммуникативные качества в игре и других видах деятельности;
- способствует развитию воображения как основы творческой деятельности, помогает формированию процесса нестандартного мышления;
- пособие находит применение во многих областях ООД: речевом развитии (составление рассказов, художественно – эстетическом развитии (рисование, лепка, аппликация, познавательном развитии (ФЦКМ, ФЭМП).
Актуальность использования дидактического пособия обусловлена тем, что в дошкольном возрасте преобладает зрительно-образная память, его применение упрощает процесс запоминания, повышает внимательность, обогащает словарь, формирует связную речь.
Дидактическое пособие может быть использовано как в образовательной деятельности, так и в игровой. Работа с пособием направлена на закрепление знаний детей об окружающем мире и характерных признаках времён года, о животном и растительном мире; на повышение уровня развития речи, активизацию мыслительных процессов. Оно прекрасно подходит для обыгрывания различных тематических сюжетов, может служить фоном для показа мини – спектаклей.
Пособие носит развивающий характер, активизирует детскую инициативу, вызывает у детей интерес, создаёт условия для возможности выбора материала, позволяет закреплять полученные знания, формировать новые представления и способы познавательной деятельно-сти. Пособие предполагает использование его детьми в свободное время самостоятельно и в команде, соблюдая заданные правила и придумывание новых. Дети осмысливают новый материал, находят ему применение.
Уникальность и новизна пособия. Любое новое пособие вызывает у детей интерес. А когда оно большое, красочное, располагающее к игровым действиям, то вдвойне привлекает внимание детей. Дети могут использовать данный макет в соответствии с собственными замыслами, сюжетом игры, что способствует развитию творческого воображения.
Представленный материал может вызвать интерес и быть полезным практикующим педагогам, воспитателям, логопедам, родителям.
Методические приемы работы с дидактическим пособием «Дерево. Времена года»: беседы, рассматривание, ситуативные беседы, чтение и заучивание стихов и рассказов о животных, птицах, растениях, о деревьях, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, обыгрывание,упражнения, дидактические игры и др.
Картотека игр с использованием дидактического многофункционального пособия «Дерево. Времена года»
1. Беседа «Составь рассказ об осени»
Цель: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов.
Ход беседы: на макете прикреплены предметы, которые соответствуют признакам осени, воспитатель предлагает составить небольшой связный рассказ об осени. Сначала педагог задаёт детям вопросы:
Какая погода была в начале осени? Как она менялась? Что происходило с деревьями и кустарниками за три месяца? Как менялся покров земли? Почему? Что произошло с насекомыми? Когда они исчезли? Почему? Куда исчезли скворцы, ласточки и др.? Почему они улетели в теплые края? (холодно, нечем питаться). Какие изменения наступают в жизни лесных зверей?
Воспитатель подводит итог беседы: осень – это время года, когда в природе всё меняется: день становится короче, солнце греет слабее, становится холоднее с каждым днём, часто идут дожди, небо пасмурное, хмурое. К концу осени – заморозки, выпадает снег. Листья желтеют и опадают, вянут цветы и трава. Перелётные птицы улетают на юг, зимующие – переселяются поближе к жилью человека, т. к. холодно, нечем кормиться, урожай на полях убран, насекомые исчезли. Звери в лесу готовятся к зиме, запасают корма, утепляют норы, готовятся к спячке. Люди собирают урожай овощей и фруктов, вспахивают почву, заготавливают дрова, утепляют жилище. Потом воспитатель предлагает детям самостоятельно составить небольшой рассказ по образцу.
2. Беседа о зиме.
Цель: Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка,
Согласование существительных и прилагательных.
- Какая часть зимы? (ранняя зима)
- Какой зимний месяц начинает зиму, и заканчивает год? (декабрь)
- Ребята, расскажите, какая бывает зима?
Если холодно, то зима - …холодная. Если много снега - (снежная). Если зимойсильный мороз - (морозная). Если метет метель - (метельная). Если гуляетвьюга - (вьюжная). Если сильный ветер, холодно, и говорят, что на улице стужа -(студеная).
3. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель: развивать способность к моделированию пространственных отношений между объекта-ми в виде рисунка; формировать умение на примерах устанавливать последовательность времён года; обогащать активный словарь; формировать грамматический строй речи; развивать связную речь.
В данной игре используется пособие «Дерево. Времена года» и предметные картинки с признаками времён года.
Ход игры: педагог предлагает детям, рассмотреть предметные картинки с признаками времён года, выбрать каждому картинку, которая понравилась, и расположить её у основания дерева. Затем все вместе обсуждают – соответствует ли данная картинка времени году у данной стороны «Дерева».
4. Дидактическая игра «Угадай время года».
Цель: учить детей определять времена года в предложенных стихотворных текстах, содержа-щих описание характерных признаков времён года.
Ход игры: воспитатель зачитывает детям загадки,а дети должны отгадать о каком времени года говориться в стихотворном тексте:
1) Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это…» (Осень)
2) Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
3) Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)
4) Во дворе замёрзли лужи,
Целый день позёмка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла. (Зима)
5) Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
6) Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня … (Весна)
7) Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса.
Значит, к нам пришла … (Весна)
8) Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться. (Лето)
9) Солнце припекает,
Цветы расцветают,
Бабочки порхают,
Ягоды поспевают,
Когда это бывает? (Летом)
10) Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчёлки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно (Лето)
5. Дидактическая игра «Выбери нужный предмет».
Цель: закрепить представление детей о признаках времён года; развивать внимание, память, логическое мышление.
Ход игры: воспитатель просит детей среди изображений кораблика, санок, снеговика, грибов, цветов, бабочек, снежинок и других картинок выбрать, то, что находится на стороне, напри-мер, «Зима» («Лето», «Осень», «Весна») «Дерева «Времена года». При этом перед детьми нет макета и они по памяти отбирают картинки. После воспитатель демонстрирует пособие и вместе с детьми проверяет правильно ли подобраны изображения.
6. Дидактическая игра «Что где находится?»
Цель: развивать умение правильно ориентироваться в пространстве; закреплять понятия: вверху, внизу, слева, справа, над, под, около, между; обогащать активный словарь; формиро-вать грамматический строй речи; развивать связную речь.
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку назвать предметы, которые находятся на определён-ной стороне «Дерево. Времена года». Например, что ты видишь наверху стороны «Лето»? А что находится около кустика на стороне «Осень»?. Что ты видишь на стороне «Весна» справа в кроне дерева?. Что находится слева от санок на стороне «Зима»?
7. Дидактическая игра: «Небылица»
Цель: Развитие логического мышления, умения замечать небылицу, доказывать, почему так не бывает. Обогащение активного словаря; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.
Материал: в данной игре используется макет дерева. Предметные модели (листочки, цветы, фрукты, снежинки, птицы перелетные и зимующие, предметные карточки с изображением диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, еж).
Ход игры: педагог на макете дерева располагает предметные модели и карточки с животными. Предлагает детям рассмотреть дерево, определить все ли карточки размещены правильно.
8. Дидактическая игра: «Один - много»
Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именитель-ном падеже. (Лист - листья, яблоко - яблоки, лимон - лимоны, цветок-цветы)
9. Дидактическая игра: «Назови ласково»
Цель: упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных.
10. Дидактическая игра: «Угадай загадку, покажи отгадку»
Цель: учить детей внимательно слушать загадку, выделяя в ней характерные признаки предмета (вместе с воспитателем); развитие внимания, памяти, мышления, речи. Воспитатель загадывает загадку о каком-то времени года или о предмете, который есть на панно. Дети угадывают загадку, находят и показывают отгадку.
11. Дидактическая игра: «Угадай, что изменилось»
Цель: развивать память, внимание, речь.
На дереве выложены элементы, характерные для Весны (осени, зимы, лета). Дети рассматрива-ют картинку, запоминают, что на ней расположено. Потом они отворачиваются, а педагог быстро добавляет другой элемент. Дети поворачиваются и угадывают, что изменилось. В младших группах меняется один элемент, в старших два и более.
12. Дидактическая игра: «На что похож предмет?» (яблоко, апельсин, лимон, слива)
Цель: учить детей находить предметы по цвету и форме. Дети рассматривают деталь от дерева, определяют ее цвет и называют предметы окружающего мира с таким же цветом. Также можно определить форму детали и назвать предметы, которые имеют такую же форму.
13. Дидактическая игра «Кормушки для птиц»
Цель: Развитие слоговой структуры слова.
Дети обращают внимание на разноцветные кормушки стоящие на столе. Для птиц необходимо найти свою кормушку. Дети должны называть свою птицу и прохлопывать ее название в ладо-ши. Если в названии птицы один слог, то птичка летит в зелёную кормушку. Если два – то всинюю кормушку, ну а если три – в желтую (дети выполняют задание).
14. Упражнение «Доскажи словечко»
Цель: Образование родственных слов
Воспитатель. Посмотрите, все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».
(Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Рядом снежная фигурка,
Это девочка - … (Снегурка)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
(Воспитатель предлагает найти картинки со словами родственниками слову снег (Дети среди картинок отыскивают картинки с названием слов родственников и вкладывают в 5 карманов.)
15. Упражнение «Найди и назови»
Цель: Развитие зрительного внимания.
Дети присаживаются на ковер. На доскеналоженные друг на
друга изображения диких животных. Вопрос: - Посмотрите ребята, кто же это нас на лесной полянке ожидает (Дети называют животных: медведь, лиса, заяц, волк, ежик, белка).
- Как мы называем этих животных? (Дикие животные)
- Что происходит с дикими животными зимой? Как они приспосабливаются к условиям суровой, русской зимы (Медведь, барсук и ежик ложатся в спячку, заяц меняет окраску с серой на белую, белка– с серой на рыжую.)
16. Игра «Прятки»
Цель: Образование относительных прилагательных
На доске наглядно-дидактическое пособие «Прятки»
Посмотрите, кажется, животные хотят поиграть с нами в прятки.
Чья это голова? (Лисья)
Чьи уши? (Заячьи) и тд.
Вывод: Дидактическое многофункциональное пособие «Дерево. Времена года» востребовано детьми и способствует их всестороннему развитию.
Образовательные результаты.
В результате использования данного пособия:
- стимулируется детская инициатива, интерес и активность;
- дети приобретают навыки самостоятельной работы с различным материалом;
- формируется навык коллективной деятельности;
- развивается коммуникативная деятельность;
- развивается мелкая моторика рук.
-формируются умения играть, выполняя различные роли, видеть события и интересы других, соблюдать нормы и правила
Опыт работы свидетельствует: многое можно сделать своими руками. Если только захотеть! Когда видишь в глазах детей радость, удивление, благодарность, то получаешь такой заряд положительных эмоций, что просто не можешь остановить идеи творчества и продолжаешь радовать своих детей все новыми и новыми сюрпризами и игровыми ситуациями.