Анна Чугайнова
Дидактическое тактильное многофункциональное пособие «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое, тактильное, многофункциональное пособие «Времена года»
Дидактическое пособие предназначено для работы с детьми дошкольного возраста в образовательной деятельности по формированию целостной картины мира, окружающей среды.
Публикация «Дидактическое тактильное многофункциональное пособие „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2022
Пособие имеет развивающее, обучающее значение. Пособие можно использовать в игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей. Пособие хорошо подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.
Данное дидактическое пособие помогает дошкольникам:
- правильно определять визуальные сезонные признаки;
- запоминать сезоны года и последовательность их чередования;
- закреплять представления об особенностях четырёх календарных времен;
- воспитывать в себе любовь к природе, заботливое отношение к её объектам;
- видеть природную красоту во все времена года;
- развивать наблюдательность, зрительную память, умение концентрировать внимание, речевые навыки
Цель дидактического пособия:
-развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования авторского дидактического пособия.
- развивать речемыслительную деятельность ребенка – внимание, мышление, зрительную память, восприятие;
- формировать и закреплять знания и понятия об окружающем мире и последовательной смене времён года: зима, весна, лето, осень;
- называть времена года и называть их в определенной последовательности;
- различать изменения природы в разное время года;
- находить, соответствующие данному времени года детали;
- формировать у детей представления о природных явлениях: дождь, гроза, радуга.
- формировать представления у детей дошкольного возраста о сутках и их частях (день, ночь)
- оживлять композицию фигурными деталями;
Задачи:
- формировать представление детей о чередовании времён года, их характерных особенностях, о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца;
- учить наблюдать за сезонными явлениями и изменениями в природе, различать времена года по визуальным признакам
- расширять и обогащает словарь детей по теме «Времена года»
- развивать кругозор, память, внимание, восприятие, речь, мелкую моторику; образное мышление, воображение
- воспитывать бережное, осознанное и правильное отношение к природе;
Можно предложить следующие дидактические игры: «Что не так?», «Приметы зимы (весны, лета, осени)», «Когда это бывает?», «Угадай, что изменилось», «Вверху-внизу, слева-справа»
Варианты игр:
«Что не так?»
Ход игры: Выбрав любое время года, одна группа детей размещает несколько несоответствующих деталей или фигурок на панно и предлагает другим детям найти лишнее, объяснив свой выбор.
«Приметы зимы (весны, лета, осени)»
Воспитатель (тьютор) спрашивает: «Какое сейчас время года? Почему вы думаете, что сейчас зима (весны, лета, осень?» Назовите приметы зимы (весны, лета, осени). Дети по очереди называют приметы зимы (весны, лета, осени)"и выставляют на панно детали соответствующему времени года.
«Когда это бывает?»
Ход игры: Воспитатель (тьютор) предлагает разгадать загадки о временах года и подобрать детали соответствующие определенному времени года. Вспомнить характерные особенности данного времени года.
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я…
Ответ на загадку: Зима
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…
Ответ на загадку: Весна
Это милая пора –
Солнце, зелень и жара.
Ответ на загадку: Лето
Все деревья пожелтели
Кроме пышных сосен,
Птицы к югу полетели.
Наступила…
Ответ на загадку: Осень
«Угадай, что изменилось»
Ход игры: На панно выложены элементы, характерные для зимы (весны, лета, осени). Дети рассматривают картинку, запоминают, что на ней расположено. Потом они отворачиваются, а педагог быстро добавляет (или убирает) элемент. Дети поворачиваются и угадывают, что изменилось. В младших группах меняется один элемент, в старших два и более.
«Вверху-внизу, слева-справа»
Ход игры: Воспитатель просит ребенка показать правую (левую) руку, после этого предлагает прикрепить на панно с правой (левой стороны) какую-нибудь деталь (например, «Прикрепи с левой стороны яблоко)
***
Ход игры: Воспитатель (тьютор) делит детей на две команды. Первая команда составляет и выкладывает картинку времени года на панно, вторая отгадывает, какое это время года.
***
Ход игры: Предложить детям (старшего возраста) посчитать, сколько на дереве яблок и сколько листьев. Сравнить чего больше и на сколько. Детям младшего возраста сравнить с помощью слов «один», «много».
С помощью этого пособия появляется возможность оптимизировать и повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития; дети осознанно воспринимают изучаемый материал, обобщают, закрепляют и прочно запоминают его; повышается мотивация, создаются положительные эмоции, за счет динамичности материала.