Ольга Козлова
Дидактический синквейн и опыт его использования на занятиях по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В настоящее время образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому развитие речи детей является кропотливой, ежедневной и необходимой работой.
Публикация «Дидактический синквейн и опыт его использования на занятиях по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
Одним из эффективных и нетрадиционных методов, который способствует частичному решению этих проблем, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Метод составления синквейна часто используется современными педагогами для занятий в детском саду и на уроках в школе. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в игровой форме.
Инновационность данного метода состоит в том, чтобы научить ребенка исключать лишнее и выделять главное, обобщать и классифицировать. Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Его применение не требует особых условий, способствует обогащению и актуализации словаря, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но и способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Синквейн, в переводе с французского означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку).
Синквейн - это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим средством, направленным на решение определенной задачи.
В синквейне самое главное - это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. К основным правилам составления синквейна относятся следующие :
В первой строке находится сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?
Во второй строке находятся два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?
В третьей строке содержатся три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы, отвечающие на вопрос: Что делает?
В четвертой строке ребенок выражает свое мнение о затронутой теме. Это может быть фраза или небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.
Пятая строка содержит в себе всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что?
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Умение сочинить синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от учителя-логопеда тщательно продуманной, планомерной работы.
Знакомить детей с синквейном следует тогда, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение».
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому предварительная работа по написанию синквейна начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Познакомив детей с понятием «слово, обозначающее предмет», и слово, обозначающее действие предмета», мы переходим к работе над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.
Синквейн можно составлять как индивидуально, так и с группой детей. Могут быть использованы такие варианты работы:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);
- синквейна по прослушанному рассказу;
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить).
Работу по составлению синквейна можно проводить как итоговую при проведении заключительных занятий, направленных на закрепление лексики, грамматического строя по конкретно изучаемой теме. Изученные детьми лексические темы служат темами синквейнов и соответствуют перспективному плану проведения занятий.
Чтобы правильно составить синквейн, необходимо:
- иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
- владеть: анализом, обобщением; понятиями: слово-предмет (живой - неживой, слово-действие, слово-признак;
- уметь подбирать синонимы;
- научиться правильно понимать и задавать вопросы;
- согласовывать слова в предложении;
- правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
При творческом использовании синквейна в непосредственно-образовательной деятельности он воспринимается детьми дошкольного возраста как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или не согласиться с мнением других, договориться. Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных).
Таким образом, синквейн является средством творческого самовыражения ребёнка, способом обогащения словарного запаса, средством подготовки к краткому пересказу и просто увлекательным занятием, благодаря которому каждый ребенок может почувствовать себя гением-творцом.
Синквейн помогает быстро и эффективно научить ребенка синтезу, обобщению и анализу различных понятий. Составление синквейна – это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.
Варианты работы с использованием синквейна :
I. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки, на основе существующих строк необходимо ее определить).
1.
2. колючий, маленький
3. бегает, топает, фыркает
4. несет грибочки на спине.
5. дикое животное (ежик)
II. Составление синквейна по прослушанному рассказу. (Рассказы взяты из книги Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой «Логопедическая работа в специальном детском саду».)
Медведь.
Медведь живет в лесу. Он большой, лохматый, неуклюжий. Медведь ест мясо, мед, ягоды. Зимой он спит в берлоге и сосет лапу.
1. медведь
2. большой, лохматый
3. ест, спит, сосет лапу
4. медведь живет в лесу.
5. дикое животное.
III. Составление синквейна по предъявленной схеме с использованием картинок.
Тема «Насекомые"
1. паук
2. страшный, кусачий.
3. плетет паутину, охотится, ползает.
4. страшный паук ловит мух.
5. насекомое
IV. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего).
1. лиса
2. хитрая, рыжая
3. бегает, ищет, охотится за мышами
4. лиса живет в лесу
5. дикое животное.
Лиса живет в лесу. Она хитрая и рыжая. Лиса бегает по лесу и охотится за мышами.
Примеры синквейнов, составленных детьми 4-5 лет совместно с педагогом на занятиях по развитию речи.
I. Тема «Овощи», «Фрукты»
1) 1. огурец.
2. зеленый, вкусный.
3. растет.
4. на огороде
5. салат
2) 1. груша
2. зеленая, вкусная
3. растет, висит
4. на дереве
5. я люблю грушу.
II. Тема «Домашние животные и птицы».
1) 1. утка
2. маленькая, пестрая
3. плавает, летает
4. утка плавает по реке
5. птица.
2) 1. собака
2. большая, черная
3. лает, бегает, кусается
4. лохматая собака бегает во дворе.
5. домашнее животное.
3) 1. лошадка
2. белая, большая
3. ест, скачет, цокает
4. большая лошадка ест траву.
5. домашнее животное
4) 1. Петух.
2. Разноцветный, важный.
3. Кукарекает, летает, ест.
4. Важный петух сидит на заборе.
5. Домашняя птица.
5) 1. Гуси.
2. Красивые, белые.
3. Плавают, летают, шипят.
4. Дикие гуси улетают в тёплые края.
5. Птицы.
6) 1. Котята.
2. Пушистые, красивые.
3. Ловят мышек, едят, пьют молочко.
4. Маленькие котятки сидят в корзинке.
7) 1. Крольчонок
2. пушистый, мягкий
3. ест, пьет, прыгает
4. маленький крольчонок скачет на лугу.
5. домашнее животное.
III. Тема «Дикие животные».
1. волк
2. страшный, хищный
3. ест, охотится, бегает
4. зубастый волк бегает по лесу
5. дикое животное
2)1. лисята
2. милые, пушистые
3. спят, охотятся, играют
4. рыжие лисята играют в игру
5. дикие животные.
3)1. белочка
2. пушистая, рыжая
3. грызет орешки, скачет, лазает.
4. рыжая белка щелкает орешки.
5. дикое животное
IV. Тема «Транспорт».
1) 1. мотоцикл
2. красивый, быстрый
3. едет, поворачивает, останавливается.
4. мотоцикл едет по трассе.
5. транспорт
2) 1. самолет
2. железный, большой
3. летает, приземляется, разгоняется.
4. самолет взлетает на взлетной полосе.
5. воздушный транспорт
3) 1. пожарная машина
2. красная, быстрая
3. мчится, спешит, тушит.
4. пожарная машина тушит пожар
5. транспорт