Татьяна Шмелева
Дидактический материал для воспитателей к проведению ОД и режимных моментов в группе и на прогулке
▼ Скачать +Заказ
Охрана природы
Воспитатель. Земля, вода, лес - наше богатство, наше бла-госостояние, наше здоровье.
Вспомним слова М. Пришвина: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи - горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
Но люди наносят природе большие и маленькие раны: загрязняют воздух и воду, исчезают навсегда животные и растения. Поэтому всем надо знать:
1. Какие правила поведения нужно соблюдать в природе, чтобы не причинять ей вреда?
2. Что записано в документах об охране природы?
3. Какое участие в работе по охране природы принимает каждый из вас?
Публикация «Дидактический материал для воспитателей к проведению ОД и режимных моментов в группе и на прогулке» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Режимные моменты в детском саду
- Режимный момент. Прогулка
- Темочки
Поговорим о маленьких ранах природы.
• Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб.
- Не будет ли природе хуже, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток, или сорвешь три-четыре цветка, или поймаешь одну-единственную бабочку?
- Да, природе будет хуже!
• Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую - твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто-то еще - что же станет с природой? А ведь природе сейчас очень трудно залечить даже самые маленькие раны. Почему? (Ответы и рассуждения детей.)
Большая бгда грозит природе от ран больших.
Воспитатель. С давних пор люди на Земле занимаются хо-зяйством: строят города и села, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это необходимо для жизни. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, прихо-дится уничтожать леса: вырубают деревья ради древесины, которой людям требуется очень много. Вот почему на Земле остается все меньше лесов.
Зато все больше загрязняется воздух, вода. Ты знаешь, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озера - сточные воды с различными вредными веществами.
Из-за того что лесов становится меньше, а воздух и вода за-грязняются, страдают многие растения и животные. Впрочем, им приходится трудно и по другой причине. Кто может назвать эту причину?
Люди часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют ради меха или мяса, а иногда и просто так, ради раз-влечения.
Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет - сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угрожает огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезли морская корова и странствующий голубь.
. Это было примерно 250 лет тому назад. Один путешественник обнаружил в море, у самого берега, невиданных животных. Огромные, неповоротливые, они мирно жевали подводные растения. Назвали этих животных морскими коровами. Вскоре люди стали на них охотиться. Доверчивые животные не боялись людей, подплывали близко к их лодкам. И люди безжалостно убивали зверей. Прошло несколько лет, и морских коров стало гораздо меньше. А еще через несколько лет их не осталось совсем. Так морские коровы исчезли. Исчезли навсегда. Никто и никогда уже не увидит этих удивительных животных.
В одной стране жили обыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли их странствующими голубями. И было этих голубей так много, что люди ради вкусного мяса убивали их без счета. С каждым годомредели голубиные стаи. Но люди не прекратили охоту до тех пор, пока на Земле не осталось ни одного странствующего голубя.
По вине людей исчезли не только морские коровы и странст-вующие голуби, но и немало других зверей, птиц, насекомых, растений.
Что нужно знать об охране природы?
Сейчас люди мира поняли, что природа нашей планеты в опас-ности. Поэтому во многих странах ведется большая работа по охране природы. Ведется такая работа и в нашей стране.
Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже не загрязняют воздух и воду.
На месте вырубленных лесов люди сажают новые.
Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.
Создаются заповедники - участки, где вся природа неприкос-новенна.
Конечно, люди и сейчас продолжают использовать природу. Но делать это нужно так, чтобы не причинять природе вреда.
К сожалению, еще не все люди хотят и умеют беречь природу.
Давайте же стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели прекрасные цветы, щебетали и распевали свои трели птицы..
Подумайте!
1. Почему люди продолжают использовать природу, хотя по-нимают, что она в опасности? Может, лучше остановить все фабрики и заводы и прекратить заготовки древесины? Одним словом, превратить Землю в один огромный заповедник?
2. Если люди не будут беречь природу, к чему это может привести?
Проверьте себя.
1) Почему на Земле с каждым годом становится меньше лесов? К чему это приводит?
2) Как происходит загрязнение воздуха и воды? Чем оно опасно?
3) Почему многие животные и растения стали редкими? Какая опасность им угрожает?
4) Для чего создана Красная книга?
5) Как в нашей стране охраняют природу?
Воспитатель. Используя природу, люди приносят ей вред. Поэтому в нашей стране и в других странах проводится большая работа по охране природы. Использовать природу люди должны бережно, по-хозяйски.
Задания.
1. Заведите в группе Красную книгу - альбом, альбомы- заповедники.
2. Запасайте с детьми и родителями для зимней подкормки птиц семена арбузов, дыни, тыквы, кабачков, семечки подсолнечника. Не забывайте промывать их водой и просушивать.
3. С детьми и родителями придумайте плакат «Природа в опасности».
4. Постарайтесь, чтобы дети ответили на вопросы:
- Какое значение для животных и человека имеют растения?
- Почему природа в опасности?
- Какие растения твоей местности нуждаются в особой охране? Как можно участвовать в их охране?
Охрана растений
Воспитатель. Как хорошо, что на Земле есть растения! Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения - это и «дом» и пища. Люди тоже питаются растениями и продуктами, полученными из них. Многие растения - лекарственные. Волокна хлопчатника и льна идут на изготовление тканей. Не могут обойтись люди без древесины.
А сколько радости доставляет нам красота растений!
К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер. Много дикорастущих растений при этом погибает. Так постепенно человек как бы наступает на природу.
Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их совсем не жалея. Срывая растения ради красивых цветков, мы лишаем их будущих плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а оставаясь в природе, они еще долго могли бы радовать людей.
Растения красочной красоты - лотос, башмачок настоящий - занесены в Красную книгу. Редкими стали кувшинка белая, волчье лыко, купальница, сон-трава. Мало осталось возле больших городов ландышей, колокольчиков. Все эти растения нуждаются в охране.
Запомните правила!
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. 1> / кеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Замечательное богатство природы - лекарственные растении Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, по выполнять ее нужно так, чтобы не нанести вреда природе.
Некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Это первоцвет, валериана, плаун. Их со всем нельзя собирать. Лучше всего заготавливать подорожник, пас тушью сумку, пижму, тысячелистник, птичью гречишку.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. Причина этого - вытаптывание. Идет человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остается мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
В нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках. Много редких растений со всего мира выращивают в ботанических садах.
Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения. Каждый должен выполнять правила поведения в природе, больше сажать растений в городах и селах.
Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано. Поэтому охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых-опылителей, хищных насекомых, охране птиц.
В руках человека красота и богатство родной Земли. Помните об этом!
Подумайте!
1. Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ребенок вашего детского сада сорвал 5 штук? А если бы не 5, а 10 штук? Какой вывод из этого можно сделать?
2. Почему многие растения не оставят потомства, если дети будут ловить бабочек?
3. Что может произойти с деревьями, если в лесу станет мало птиц?
Про верьте себя.
1. Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?
2. Какие редкие растения вы знаете?
3. Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?
4. Что делается в нашей стране для охраны растений?
Воспитатель. Из-за хозяйственной деятельности людей,
сбора букетов, вытаптывания многие дикорастущие растения становятся редкими. Их охраняют в заповедниках, выращивают в ботанических садах. Собирать эти растения в природе запрещено. Каждый человек должен бережно относиться ко всем растениям.
Задания.
1. Оформите для своих младших товарищей книжку-малышку «Берегите растения!». На первой странице напишите, что бы сказали растения ребятам, если бы могли говорить.
2. Какое значение имеют животные для растений, для человека?
3. Вспомните, что мы уже знаем о жизни животных и растений.
4. Какие животные в нашей местности нуждаются в охране?
5. Как вы участвуете в охране растений и животных?