Оксана Скоробогатова
Дидактические материалы по русскому языку по теме «Сложное предложение»
▼ Скачать +Заказ
Дидактические материалы по теме "Сложное предложение"
ЧАСТЬ А.
Расставьте знаки препинания.
Книга источник знания. Книги шептали мне о другой жизни более человечной чем та которую я знал они указывали мне мое место в жизни Все более расширяя предо мною пределы мира книги говорили мне о том как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему как много сделал он на земле и каких невероятных страданий стоило ему это.
(По М. Горькому)
Расставьте знаки препинания.
Публикация «Дидактические материалы по русскому языку по теме „Сложное предложение“» размещена в разделах
Насколько человек культурен проверяется и в семье Девушка грубо обращающаяся со старшими с матерью не помогающая ей в тяжелой и не всегда приятной домашней работе не может восполнить пробел в своей культуре ни красивыми нарядами ни хорошими манерами в обществе
Юноша считающий ниже своего достоинства помочь сестре или матери в уборке комнаты приготовлении пищи сервировке стола небрежно разбрасывающий свои вещи по комнате бесцеремонно слушающий громкую музыку когда другие уже спят дикарь хотя и усвоил некоторый внешний лоск.
Расставьте знаки препинания.
Николаевич Андреевич Волконский говорил что есть только два источника людских пороков праздность и суеверие и что есть только две добродетели деятельность и ум поэтому он сам занимался воспитанием своей дочери и чтобы развить в ней обе главные добродетели давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях Он и сам был постоянно занят то писанием мемуаров то выкладками из высшей математики то точением табакерок на станке то работал в саду наблюдал за постройками которые не прекращались в имении.
(Л. Толстой)
В каком предложении союз И соединяет однородные члены? (Знаки препинания не расставлены)
1. Душно стало в комнате и пришлось выйти на воздух освежиться.
2. Пылает солнце высоко и душу согревает своим светом.
3. Пахло от них яблоками и не глядеть на них было невозможно.
4. Мне стало жаль её и я решил переменить тему разговора.
В каком предложении союз И соединяет однородные члены? (Знаки препинания не расставлены)
1. Из глубины снегов чернеют пни деревьев и пугают одиноких путников.
2. Скоро узнали о приезде гостей и уже к вечеру в избу набралось много односельчан.
3. Недавно провели трамвайную линию и новосёлы стали быстрее добираться до центра города.
4. Её тянуло к другим людям и дома не сиделось.
В каком предложении союз И соединяет части сложносочинённого предложения? (Знаки препинания не расставлены)
1. Соловьи по – прежнему пели страстно и звонко.
2. Явился ты защитник поздно и не сумел помочь другу.
3. Тебя возьму я в помощники и не расстанусь с тобой никогда.
4. Целый день шёл дождь и только к вечеру погода наладилась.
В каком предложении союз И соединяет части сложносочинённого предложения? (Знаки препинания не расставлены)
1. Я встал сладко потянулся и проснувшаяся грудь моя начала жадно пить душистый воздух.
2. Почти всегда на этих столбах греются бабочки и озабоченно и непрерывно бегают муравьи.
3. Во тьме тревожно вспыхивали молнии и гремел гром.
4. Мы взяли с собой лодку и на рассвете отправились на ту сторону озера ловить рыбу.
Найти соответствие.
А) Облако переглянулось со степью, погружающейся во тьму, и нахмурилось. 1. Сложносочинённое предложение с противительным союзом.
Б) Ему стало досадно, и он стал барабанить в закрытую дверь ногой и шашкой. 2. Простое предложение со сравнительным оборотом.
В) Это была настоящая красавица – высокая, густая, прямая, с ветками, расходящимися на концах, как звёздочки. 3. Сложносочинённое предложение с соединительным союзом.
Г) Был покос, да пришёл мороз. 4. Простое предложение с сочинительным союзом
Д) Ни минуты времени не терялось даром, ни малейшей неисправности не случалось у поселянина. 5. Сложносочинённое предложение с разделительным союзом.
Е) То встретишь бурелом, то под ногами попадаются ухабы, кочки, выступы камней. 6. Простое предложение.
Ж) Он тоже не захотел с нами встречаться. 7. Сложносочинённое предложение с соединительным союзом.
Найти соответствие.
А) Деревья и травы летом и в начале осени по – весеннему сочны. Сложное предложение с придаточным изъяснительным.
Б) Сяду да думаю, как мне жить. Сложное бессоюзное предложение.
В) Пока я ходить умею, пока я глядеть умею, пока дышать умею, буду идти вперёд. Простое предложение с однородными подлежащими.
Г) С завалинки я услышал жужжание телефона: младший офицер настойчиво вызывал штаб полка. Сложное предложение с тремя придаточными однородного подчинения.
Д) Поселенцы получают от казны жалованье на разные услуги, например: учителя, писари, надзиратели и т. п. Простое предложение с однородными членами предложения и обобщающим словом.
Е) В избах и по дворам было пусто, потому что все ушли на огороды копать картофель. Сложное предложение с придаточным изъяснительным.
Ж) На седьмые сутки своего похода Алексей узнал, откуда донеслись до него вьюжной ночью звуки отдалённого боя. Сложноподчинённое предложение (обстоятельственное) с придаточным причины.
По вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
- И откуда
Вдруг берутся силы
В час, когда
В душе черным-черно?. Ю. Друнина.
- Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе! Ю. Друнина.
- Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны. Ю. Друнина.
- Страшно и больно подумать о том,
Что будет завтра, за пройденным днем.
- Всё меньше остаётся их,
Седых защитников народа,
Что приближали счастья миг,
К победе шли четыре года. Анатолий Болутенко