Головашкина Маргарита
Дидактические словесные игры в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Что загадали»
Цель: Формировать умение выделять основные, характерные признаки предметов и явлений, сравнивать, сопоставлять их. Активизировать словарь детей, расширять ознакомление ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.
Темочки:
Ход игры : Один из игроков загадывает, например, животное. Остальные по очереди при помощи наводящих вопросов пытаются угадать, какое животное было загадано. Если ответ положительный, то можно продолжать спрашивать. Если ответ "Нет", ход переходит к следующему игроку.
-Это хищник?
- Да!
- Он из семейства кошачьих?
- Нет!
- У него серая шерсть?
- Да!
- Это волк!
- Точно!
Так же можно загадывать персонажей любимой книжки, фильма, названия цветов и др
Дидактическая игра «Назови три предмета»
Цель: воспитывающие умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам.
Ход игры : Воспитатель объясняет правила игры : «Дети, сейчас мы поиграем. Я произнесу слово, а вы назовите три предмета, которые относятся к этому слову. Например, я скажу слово обувь. Какие три предмета можно назвать этим словом?» («Сапоги, ботинки, галоши»). Воспитатель называет обобщающие слова (фрукты, мебель, насекомые, грибы и т. д., затем после небольшой паузы бросает мяч тому, кто должен ответить. После ответа ребенок бросает мяч назад.
Дидактическая игра «Кому что нужно»
Цель: Воспитывать умение группировать, обобщать предметы по определенным признакам. Упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.
Ход игры : Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.
Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.
Дидактическая игра «Помоги Петрушке попасть в цирк»
Цель: закреплять ориентировку по направлениям, на листе бумаги, зрительное внимание, зрительную память.
Оборудование: Набор карточек с лабиринтами.
Ход игры : Детям показывают лабиринт. Нужно помочь Петрушке попасть в цирк. Чтобы помочь, надо провести пальчиком по лабиринту и сказать слова : «С лабиринтом я играю, по дорожке пробегаю. Пальчик мой идет, идет, но куда он приведет? Раз, два, три- как ты шел-назови». Ребенок рассказывает, как сначала пальчик шел вправо, потом вверх, потом налево и т. д.
Усложнение: лабиринт перекрещивается лабиринтом другого цвета. Можно усложнить направления.
Дидактическая игра «Найди ошибку»
Цель: Упражнять детей в порядковом счёте. Развивать наблюдательность, внимание, ориентировку в пространстве, умение находить ошибку и её исправлять.
Оборудование: карточки с заданиями-ошибками
Ход игры:
Ребёнок работает с карточкой и находит ошибку и её исправляет
Дидактическая игра «Определи, на что похоже»
Цель: Учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.
Оборудование: игра состоит из набора карточек с различными фигурками. На каждой карточке нарисована фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо предмета.
Ход игры : Взрослый предлагает детям поиграть в игру. Он им будет показывать картинку из набора и спрашивать детей, на что она похожа. Воспитатель стремится к тому, чтобы каждый ребёнок придумал что-то новое, что ещё не говорил никто из детей. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал. Карточки заламинированны, поэтому можно раздать детям фломастеры и они самостоятельно дорисуют картинку.
Игра «Да и нет не говорить»
Цель: развивать внимание и сообразительность.
Правила игры : Как и в других играх для игры «Да и нет не говорить» нужен водящий.
Ход игры : Водящий начинает игру определенными словами-стишком. Собственно говоря, в этом стишке и есть правила игры. Просто нужно отвечать на вопросы так, чтобы не сказать: «Да», «Нет», «Черное» и «Белое».
Стишки для игры «Да и нет не говорить!»
***
Черно-бело не бери,
«Да» и «нет» не говори!
***
Вам барышня прислала кусочек одеяла,
Велела не смеяться,
Губки бантиком не делать,
«Да» и «нет» не говорить,
Черно с белым не носить.
- Вы поедете на бал?
С этих присловки-стишка и начинался диалог ведущего с игроками. Ведущий пытался «подловить» детей и задать такой вопрос, на который хочется сказать запретное слово. Если игрок нечаянно отвечает запретным словом, то он проигрывает и становится на место ведущего.
Игра «Подбери по цвету»
Цель: закреплять представления о цветах спектра. Учит детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.
Ход игры : Вариант 1
На двух столах расставляются игрушки. Воспитатель даёт каждому участвующему предмет или игрушку одного из цветов спектра. Каждый ребёнок должен подобрать все игрушки аналогичного цвета. Выполнив задание, дети меняются игрушками, и игра повторяется снова.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: развивает логическое мышление, наблюдательность, внимание, расширяет кругозор, способствует развитию связной речи.
Оборудование: карточки с предметами противоположных значений.
Ход игры : Предложить детям найти предметы с противоположным значением.