Ольга Чернова
Дидактические игры в старшей группе: партнёрство и воля к победе
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра — один из наиболее часто используемых методов образовательной работы в детском саду. Обучение в игре как нельзя лучше соответствует физиологическим и психологическим особенностям дошкольников. Организация и проведение дидактических игр в старшей группе дошкольного учреждения (воспитанники 5–6 лет) имеет ряд особенностей, которые педагогу следует учитывать, чтобы максимально использовать возможности этого метода.
Публикация «Дидактические игры в старшей группе: партнёрство и воля к победе» размещена в разделах
Значение дидактической игры в старшем дошкольном возрасте
Как известно, игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Для педагога же она является одним из наиболее эффективных методов работы с детьми, поскольку ей присущи ценные качества, которые благоприятно сказываются на становлении маленького человека как личности.
Игра всегда свободна. Ребёнка можно заставить изображать игровой процесс, но это будет не игра, а её имитация. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) право детей на свободный выбор игр и других видов деятельности является одним из главных принципов, на которых строится образовательный процесс. Признавая это право, педагог проявляет уважение к воспитанникам, показывает, что ему важно их мнение и желание. Таким образом, он на личном примере учит ребёнка уважать и себя, и окружающих, прислушиваться к мнению другого и отстаивать собственное.
Игра расширяет и дополняет реальность. Дети — непревзойдённые выдумщики и фантазёры, но этот талант дан им не напрасно. Благодаря своей удивительной фантазии ребята постоянно мысленно создают и изменяют ситуации, «примеряют» их на себя и выбирают те виды деятельности и отношений, которые приходятся им по душе. Умело руководя ходом игры, педагог даёт детям положительные модели поведения, способствует формированию важных жизненных компетенций (как вести себя в обществе, взаимодействовать с людьми, проявлять свои лучшие качества, успешно осваивать новые знания и навыки). Умение быстро «вживаться» в различные ситуации, полученное в играх, поможет первоклассникам быстрее принять и полюбить школу, учителя, новых товарищей, изменившийся распорядок.
Игра предполагает творчество. Свобода и фантазия способны раскрыть таланты ребёнка, побудить его проявить себя в рисовании (он изображает любимых героев, себя в игре, своих друзей, интересные события, словотворчестве (дошкольник придумывает несуществующие названия предметов, живых существ, музыкальной и театрализованной деятельности (обыгрывание любимых песенок, стихов, сказок, мультфильмов, участие в детских концертах, исполнение ролей в постановках). Такая деятельность не будет основной в школе, но прекрасно дополнит обучение, позволит детям получить эмоциональную разгрузку, участвуя в различных кружках и студиях, проявить себя, свои способности.
Многие педагоги и психологи требуют проявлять уважение к детской игре, поскольку она подобна трудовой деятельности взрослых
В старшей группе детского сада проводят различные игры в течение дня : сюжетно-ролевые, подвижные, строительные, театрализованные. Поскольку одной из главных задач педагога в работе с пятилетками является их подготовка к школе, то есть к учебной деятельности, которая станет ведущей для младших школьников, большое значение приобретают дидактические (обучающие) игры.
Дидактическая игра — это разновидность игры по правилам, специально созданным педагогом с целью обучения и воспитания детей. Н. В. Чен
Цель и задачи дидактической игры в старшей группе ДОУ
Цель дидактической игры — сделать процесс обучения простым, интересным, не вызывающим утомления и скуки. Педагог «подстраивает» выполнение образовательных задач, которые для детей шестого года жизни достаточно обширны и серьёзны, под возможности малышей.
Задачи дидактических игр разнообразны и зависят от образовательной области и требований программы в ней, а также от восприятия детьми материала. Если ребята быстро и успешно усваивают знания, овладевают навыками, то задачи при повторе игры расширяют, несколько изменяют, а в случае, если материал оказался сложным для усвоения, проводят игру другого содержания, но с теми же программными задачами.
Например, пятилетки закрепляют образование однокоренных слов. Воспитатель проводит игру с мячом «Назови детёныша» : бросает детям по очереди мяч и произносит название животного. Ребё нок должен назвать соответствующее однокоренное слово: «волк — волчонок, «лиса — лисёнок» и т. д. Если дети не испытывают заметных трудностей, то можно расширить задачи и предложить дошкольникам подобрать прилагательные в аналогичной игре с мячом «Назови хвостик» : «у волка — волчий», «у лисы — лисий». Но если педагог видит, что его подопечные не уверены в ответах, игра «Назови детёныша» повторяется, но в другом оформлении. Ребятам предлагают «путешествие в лес» (по помещению группы, в котором они встречают различных зверей и называют их детёнышей. В первом случае меняются задачи, во втором — только внешнее оформление игры, чтобы детям было интересно повторять материал. Когда воспитанники усвоят информацию, игру усложняют.
Образовательные задачи игры зависят и от её вида. В игре с предметами воспитывается бережное обращение к игровому материалу, оборудованию, в словесной игре — умение выслушать ответ товарища, в настольно-печатной — терпение, выдержка (ребёнок должен дождаться своего хода).
Задачи игры тесно связаны и с её темой, которая, в свою очередь, исходит из темы блока. Учебный материал делится на тематические блоки, работа над темой длится 1–2 недели или месяц в зависимости от программы учреждения. Таким образом, если тема блока «Осень золотая в гости к нам пришла», то наибольшее количество игр будет посвящено осени и будут выполняться задачи по углублению и закреплению представлений детей об этом времени года. Поскольку блоки разнообразны, охватывают разные сферы общественной жизни, явления природы («Наша страна и город», «Профессии», «Семья», «Мой дом», «Животный и растительный мир», «Что такое хорошо и плохо», «Детский сад», «Жил-был я» и др., то за год с детьми проводится множество обучающих игр обширной тематики, как того и требует программа, следовательно, выполняется весь объём предусмотренных задач.
Сказанное выше не означает, что воспитатель должен проводить дидактические игры строго по темам блоков. Если дети любят какую-либо игру, её можно организовать в свободное время вне темы блока. В индивидуальной работе по логико-математическому, речевому развитию, ознакомлению с природой можно проводить те игры, которые педагог сочтёт наиболее подходящими, даже если их тематика расходится с темой блока.
Мальчик в очках задумался на фоне доски с вопросами
Благодаря дидактическим играм, которые проводятся в течение года, педагог сможет ответить на все вопросы любознательных ребят
Условия успешного проведения дидактической игры в старшей группе ДОУ
Дидактическая игра в старшей группе будет эффективной, если учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и образовательных программ — как примерных, так и отдельного ДОУ. ФГОС и образовательные программы разработаны с учётом потребностей и особенностей дошкольников всех возрастных групп. Руководствуясь этими документами, педагог будет уверен, что его деятельность приносит пользу воспитанникам.
Необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка. А. В. Запорожец
Соответствие игры возрасту детей
Если в младших группах детского сада воспитатели иногда дают ребятам слишком сложные игровые задания, то в старшей группе происходит наоборот : игры бывают недостаточно трудными. Педагоги словно боятся нагрузить воспитанников и предлагают им игровой материал, рассчитанный на средний дошкольный возраст, но с незначительными усложнениями. Это неоправданная предосторожность.
Дети шестого года жизни более усидчивы, внимательны, чем год назад, склонны к обдумыванию действий, рассуждению, размышлениям с опорой на личный опыт и припоминание событий. По сравнению с сорванцами-четырёхлетками они производят впечатление «маленьких взрослых». Возросшие способности и возможности делают доступными понимаю старших дошкольников такие серьёзные темы, как охрана окружающей среды, освоение космоса, историческое прошлое Родины. Это позволяет существенно расширить тематику и содержание игр.
Интеллектуальные игры, головоломки, ребусы, шарады также очень полезны в этом возрасте. Их применение стимулирует мыслительные процессы, способствует росту сообразительности и любознательности, учит мыслить нестандартно, креативно.
Игра, в которой нужно приложить усилия, преодолеть трудности, интересна старшим дошкольникам. Она повышает их уверенность в себе, вырабатывает целеустремлённость, упорство, смелость.
Дети увлечённо играют в настольную игру
Чтобы игра долго вызывала интерес и стала любимой детьми, необходимо наполнить её содержанием, которое требует приложения умственных усилий
Развивающая и познавательная ценность игры
Это требование актуально во всех возрастных группах, но в работе со старшими дошкольниками воспитателю мало давать готовую информацию и постепенно её усложнять. Нужно пробуждать в детях желание узнавать новое, стимулировать познавательную активность. Игра должна содержать неизвестное, тайное, скрытое, что ребятам предстоит открыть и разгадать. Достичь этого можно, использовав элементы занимательного сюжета:
ищем сокровища;
путешествуем, изучая страну математики, грамоты, мир природы;
выручаем из беды персонажа литературного произведения;
помогаем доброму инопланетянину знакомиться с земными обитателями.
В отличие от младшей и средней группы, где все дидактические игры строятся на знакомом детям материале, а знания и умения лишь закрепляются, старшие дошкольники могут знакомиться с новыми знаниями непосредственно в игре. Это не поставит их в тупик, не заставит растеряться, потому что психические процессы детей этого возраста устойчивы, а мышление — гибкое, разностороннее.
Девочка играет в логическую игру
Дидактическая игра в старшем дошкольном возрасте призвана не только закреплять уже известное. но и служить толчком к новым открытиям
Так, в лото «Природные зоны и их обитатели» уже в начале года могут находиться животные, которых дети не изучали на занятиях (но природные зоны должны быть все знакомые). Например, тушканчик. Воспитатель доходит до карточки с его изображением и спрашивает: «Кто знает, как называется это животное? Где оно живёт?». Возможно, среди детей найдутся такие, кому животное знакомо по мультфильмам или детским энциклопедиям. Если никто не назвал животное, воспитатель поясняет: «Это тушканчик, он живёт в пустыне, рядом с верблюдом, черепахой, ящерицей. Он очень забавный зверёк. Я обязательно расскажу вам о нём. О тушканчике написано в той энциклопедии, которую подарил нам наш друг Незнайка», — и передаёт карточку ребёнку, у которого есть большая картинка с изображением пустыни. По окончании игры, подведя итог, педагог припоминает вместе с детьми, какие незнакомые животные им встретились (2–3). Теперь у ребят есть стимул рассмотреть подробнее изображения этих животных, найдя их в энциклопедии или подборке иллюстраций, послушать рассказ воспитателя о них. Элементы опережающего развития вводят не во все игры, но разумное их применение приучает ребят не теряться, встречая новое, а искать информацию, используя различные источники.
Степень самостоятельности воспитанников
Доля самостоятельности детей в играх растёт с каждым годом, и у будущих школьников она наиболее высока. Ведущие педагоги и психологи считают, что только самодеятельная игра в полной мере соответствует потребностям ребёнка. Воспитатель должен убедиться, что дети как следует усвоили правила, а потом предложить им дидактическую игру для самостоятельной деятельности. Старшие дошкольники могут создавать и свои игры с правилами на основе имеющихся в группе и с увлечением играть в них. Педагогу следует поощрять такую деятельность, интересоваться играми, которые придумали дети, принимать в них участие. С одной стороны, он покажет подопечным, что ему небезразлично их творчество, с другой — сможет контролировать ход игры, её содержание. Придуманные детьми игры иногда бывают достойны внимания и развития. Дошкольники играют в настольные игры
Старшие дошкольники часто придумывают свои правила к знакомым играм
Воспитанники старшей группы придумали новые правила к игре «Зоологическое лото». Чтобы получить карточку с изображением животного, нужно было не только назвать животное, но и охарактеризовать его, но «наоборот» : «Это слон, он летает. Это черепаха, она пушистая. Это волк, он говорит «Мяу». Знакомая игра стала оживлённее, ярче, у детей отлично развивалось чувство юмора, ненавязчиво закреплялись знания о животных, совершенствовались умения находить противоречия и творчески обыгрывать известную информацию. Педагог не раз с удовольствием принимал участие в игре, а потом частично перенёс её в организованную образовательную деятельность, проводя шутливые мини-викторины на закрепление материала по типу игры «Бывает — не бывает». Детям озвучивалось несколько предложений, с которыми они должны были или согласиться, хлопнув в ладоши, или выразить несогласие, покачав головой без хлопка. «Сегодня мы говорили о домашних животных и их пользе для человека. (Да). Это корова, которая даёт молоко. (Да). Это лошадь, которая приносит мёд (Нет). Что неправильно? (Лошадь перевозит тяжести). Это заяц, который даёт мягкий пух (Нет). Где ошибка? (Пух даёт кролик) и т. д.». Дети с большим удовольствием играли в шутливую «зоологическую викторину», изредка спрашивая воспитателя: «Мы хорошо придумали?». Они были горды, что их продукт их творчества пригодился в реальной жизни.
Научность — ключевое требование в организации обучающей игры
Это требование в старшей группе важно, как ни в одной другой ранее. Знания, которые получают дети, должны содержать только научные факты, изложенные в доступной форме. К сожалению, несмотря на огромное количество методической и познавательной литературы, наличие возможности пользоваться интернетом для проверки информации, педагоги иногда допускают ошибки и неточности при подаче знаний в различных образовательных областях и при формулировке задач игры, к примеру:
«Учить детей различать животных, птиц, рыб по характерным признакам». Но и птицы, и рыбы тоже являются животными.
«Дать детям представления о насекомых: мухе, комаре, божьей коровке, пауке». Паук не насекомое.
«Познакомить с деталями старинного национального костюма, который одевали в самые большие праздники» (правильно «надевали»).
«Назови первую букву в слове». Произнести букву нельзя, потому что это символ, которым на письме обозначен определённый звук. Вот его-то и можно назвать.
«Найди гласную букву». Гласными и согласными бывают только звуки.
«Какая цифра больше — 3 или 5». Невозможно сравнивать цифры, разве только их изображения по величине. Здесь имеются в виду числа.
«На циферблате часов есть 12 разных цифр». В математике разных цифр всего 10, от 0 до 9.
Педагог держит в руках настенные часы, дети выполняют задание
Спросите у детей, сколько всего цифр на циферблате часов, и поясните, почему 15, а не 12, а после пересчитайте вместе
Чтобы не допускать досадных ошибок, воспитателю нужно постоянно работать над повышением своей внутренней культуры, грамотности, эрудированности.
На соблюдение принципа научности молодыми, не имеющими опыта педагогами обращают внимание старший воспитатель и методист. Они организуют частые систематические посещения занятий, которые проводят педагоги-новички в ДОУ, и тщательно следят за правильным употреблением терминов.
Использование наглядности
Используя наглядные пособия в обучающей игре, стоит обратить внимание на такие моменты:
Наглядный материал для обучающих игр подбирают с учётом его научности и реалистичности. Если речь идёт речь о профессиях, природных объектах и явлениях, предметах, то их изображения либо подаются в максимально приближённом к реальному виде, либо упрощённо, схематично, но с указанием основных узнаваемых признаков (в виде символов, пиктограмм).
Мультяшные герои и сказочные персонажи в обучающей игре неуместны, если это не игра по содержанию мультфильмов, сказок. Они могут появляться как заинтересовывающий приём. Исключение составляют игры, задачами которых являются развитие креативности и нестандартного мышления, умения фантазировать, находить необычные решения. Здесь возможны любые проявления фантазии и творчества и детей, и педагога.
Не стоит перегружать игры наглядным материалом (иллюстрациями, предметными картинками и самими предметами). Чем старше дошкольник, тем чаще нужно ставить его в ситуации, где приходится напрягать память, воспроизводить информацию без опоры на наглядность, или предлагать символы и условные знаки.
Девочка показывает указкой на картинку мнемосхемы
Примером наглядности, стимулирующей мышление, служит мнемосхема — серия картинок, позволяющая лучше запомнить и точнее воспроизвести информацию
Игровые умения воспитателя
Дидактическая игра, в которой нет наглядности, но есть живое слово педагога, его эмоции, заинтересованность, умение увлекательно преподнести материал, даст ребятам гораздо больше пользы, чем самая прекрасная и дорогая настольная игра, с которой знакомят скучно и равнодушно. Если игра не будет интересна самому воспитателю, то и его подопечные вряд ли захотят в неё играть. Воспитатель также может пользоваться личным примером, чтобы научить детей стойко переносить поражение в игре. Для этого ему нужно принять участие в игре, а в качестве «напарника» себе взять игрушку, играть вместе с ней. В случае проигрыша его игрушка «грустит», «плачет». Педагог говорит: «Не плачь, не огорчайся, Мишка! Ты уже взрослый. Сейчас мы с тобой проиграли, а в следующий раз выиграем!». Игрушка «радуется», «танцует». Такие миниатюры помогают детям посмотреть на ситуацию со стороны, учат проявлять выдержку, спокойствие при проигрыше.
Методические приёмы
Поскольку в старшем дошкольном возрасте у детей формируется абстрактный тип мышления, который основан на восприятии слов, а не предметов или их образов, то и основными приёмами прямого руководства игрой становятся словесные, а именно:
Ознакомление с правилами. Оно может проводиться как в начале игры (если правила простые и не требуют смены деятельности, так и постепенно, по мере выполнения игровых действий.
Объяснение, устная инструкция. Воспитатель не показывает, а рассказывает, как играть, побуждая детей к самостоятельному обдумыванию и воспроизведению игровых действий. Если принцип игры уже знаком ребятам, озвучивается игровая задача и желаемый результат, к которому нужно прийти.
Постановка проблемной ситуации. Дети охотно окажут помощь герою любимого произведения, найдут спрятанное, преодолеют преграды, дадут ответы на трудные вопросы, справятся с заданиями сказочных персонажей — педагогу лишь нужно облечь в эту привлекательную для дошкольников форму обучающие задачи и таким образом решить их. Примеры проблемных ситуаций:
В стране добрых мастеров случилась беда: их заколдовала злая колдунья и они забыли, каким профессиям научились. Чтобы расколдовать их, дети должны отгадать по внешнему виду мастера, какой профессией он владеет, что умеет делать и какие инструменты использует (игра «Опиши профессию»).
Три поросё нка снова в опасности: злой волк разрушил их каменный домик. Обломки домика (геометрические тела) и чертёж (изображение домика из частей) у поросят есть, да вот беда: они не ходили в детский сад и не знают, как называются геометрические тела. Построить домик может лишь тот, кто назовёт каждую часть домика, её цвет и размер («Опиши геометрическое тело»).
Мама-белка заболела и просит детей помочь её бельчатам собрать грибы на зиму («Ядовитые–съедобные»).
Весёлый Светофорчик огорчё н: злой ветер сорвал все дорожные знаки в городе, и водители не знают, куда нужно ехать и как вести себя на дороге. Нужно вернуть дорожные знаки к школе, переходу через дорогу, поставить их перед кафе, больницей, тупиком («Какой знак нужен»).
Использование художественного слова. Удачно дополняют игру загадки, пословицы и поговорки, отрывки из стихотворений, рассказов, знакомых детям. Малые фольклорные формы и сами могут стать материалом для дидактической игры, в которой педагог зачитывает загадку, поговорку, колыбельную и пр., а дети должны назвать жанр произведения.
Поощрение. Похвала, положительная оценка действий детей вызовет у них желание играть снова, проявить ещё более высокие результаты. Хвалить нужно и за достижения, и за старание.
Мальчик стоит у доски, на которой изображены мускулистые руки
Справедливое поощрение повышает у ребёнка уверенность в своих силах
Среди наглядных приё мов наиболее широко применяются:
Демонстрация иллюстраций, сюжетных и предметных картин. Причём игры, в которых они используются, могут быть направлены не на обычное озвучивание увиденного, как в «Опиши, что видишь», а на фантазирование, дополнение сюжета: «Что было до, после?», «Запахи и звуки» (от изображённого на картине осеннего леса пахнет грибами, ягодами, а если закрыть глаза, то можно услышать шелест листьев, кукушку, стук дятла).
Демонстрация предметов. Это уже не игрушки и куклы, как в младших группах, а пространственные головоломки, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, квадрат Воскобовича, кубики Никитина — всё, что побуждает дошкольника мыслить, исследовать, преобразовывать, создавать новое. Демонстрируя эти игровые материалы, педагог подчёркивает их необычность, особенные возможности и предлагает использовать в играх как в более сложных со взрослым, так и самостоятельных, более простых.
Моделирование, комментированное рисование хороши тем, что позволяют создать наглядное пособие для игры постепенно, на глазах и с участием самих детей. Это даёт им более полное понимание взаимосвязей между явлениями окружающего мира.
Виды дидактических игр в старшей группе детского сада
По используемому материалу игры бывают словесные и такие, в которых объединены: слово и наглядность («Что перепутал художник», «Найди различия», «Что кому нужно для работы»);
слово и использование предметов («Накроем стол для гостей», «Что в мешочке?»);
слово и действие («Где мы были — не скажем, а что делали — покажем», «Угадай животное»).
Отдельную группу составляют сюжетные дидактические игры, в которых воспитатель создаёт определённую ситуацию из жизни.
К примеру, чтобы закрепить умение детей составлять диалог, развивать связную речь, совершенствовать знания о поведении продавца и покупателя в магазине, прививать культуру общения, воспитатель организует игру «Магазин», но не сюжетно-ролевую, в которой дети сами играют и устанавливают правила, развивают сюжет, а дидактическую. У неё есть строгие правила: купить товар в магазине можно, составив предложение с его описанием: «Дайте мне, пожалуйста, куклу в синем платье. Я хочу купить машину-грузовик с красной кабиной». Необходимо вести себя вежливо, брать можно по одной вещи. Подобную игру можно проводить и на закрепление знаний по математике, если установить правило: покупатель может взять товар после того, как решит пример на карточке и «заплатит» соответствующее количество «монет». Это одновременно помогает и упражнять детей в решении примеров на сложение и вычитание, и в присчитывании предметов по одному. Широко применяются имитационные дидактические игры, в которых дошкольники имитируют действия взрослых, сверстников и даже явления природы и животных. Такие игры учат детей контролировать своё эмоциональное состояние, расслабляться, способствуют повышению настроения. Имитации часто используют в логопедических играх. Представляя себя тигрёнком, малыш учится чётко произносить звук «р», а змейкой — шипящие.
Имитационными бывают и деловые игры дошкольников. Особенностью таких игр является максимальное приближение к реальным событиям. Моделируются в деловой игре такие ситуации: семья обсуждает и делит бюджет, определяет свои расходы;
работники детского сада исполняют свои обязанности;
строители получают и выполняют заказ на строительство детского сада;
работники банка обслуживают посетителей;
школьники и учитель на уроке.
После обсуждения хода и правил игры дети распределяют роли и имитируют действия выбранных персонажей, стараясь выполнять их как можно более приближено к настоящим (в понимании дошкольников). Это помогает расширить представления ребят о различных сферах общественной жизни, учит серьёзно относиться к социальным явлениям, воспитывает ответственность, понимание сложности и важности решаемых взрослыми вопросов.