Галина Михайловская
Дидактические игры в логопедической работе с дошкольниками. «Паровозик из Ромашково»
▼ Скачать + Заказать документы
Давно известно, что игра- это основной вид деятельности ребёнка-дошкольника. Работая много лет учителем -логопедом, неплохо при этом рисуя, я сделала своими руками немалое количество логопедических игр, которые помогают вызвать эмоциональную заинтересованность и повысить речевую активность детей на занятиях. Играя, у детей формируется положительное отношение к обучению и усвоение даже сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребёнок с усердием постарается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную задачу. Играть в логопедические всегда игры весело и интересно. В результате, поставленные логопедом задачи, решаются гораздо быстрее.
Публикация «Дидактические игры в логопедической работе с дошкольниками, „Паровозик из Ромашково“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логопедические игры
- Поезд, паровоз. Дидактические игры, пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Предлагаю вашему вниманию игру-пособие "Паровозик из Ромашково" на формирование звуко - буквенного анализа и синтеза и развитие слоговой структуры слова.
Пособие представляет собой панно, состоящее из 4-х частей - паровоза и трёх вагонов разных цветов.
На крышах вагонов прорези, куда вставляются таблички с кружками для обозначения количества звуков в словах (от 1 до 5) или для обозначения количества слогов в словах (от 1 до 3,таблички с буквами для определения наличия звука в словах, таблички-схемы для определения положения звука в слове -начало, середина, конец.
В каждом вагоне под окнами расположен карман для предметных картинок. Размер картинок должен соответствовать размеру вагона – в каждый вагон вставляться не менее трёх картинок.
Картинки подбираются таким образом:
1. На один заданный звук
С - слон, собака, сова ;
З - змея, заяц, зебра;
Ш - шмель, шакал, шимпанзе;
Ж - жираф, жук, жаба;
Л - лось, лошаль, лама; Р- робот, рак, рысь.
2. На 3 заданных звука: жук, рак, сом, бык;
на 4 звука – слон, лиса, жаба, волк;
на 5 звуков – кошка, мышка, баран, зебра.
3. Картинки на односложные слова - лось, бык, тигр, лев;
на двухсложные слова – жираф, кошка, коза, баран;
на трёхсложные слова – ворона, курица, воробей,
крокодил.
4. На заданный звук, чтобы он находился в начале, в середине и в конце слова (по две-три картинки для каждой позиции). Например:
Л - лось, лопата, ландыш; палка, молоко, колос;стол, пенал, зал .
Варианты игр:
Первый вариант
Цель: упражнять детей в определении количества звуков в словах.
Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах. Даёт ребёнку картинку с изображением животного. Ребёнок отчётливо произносит слово, затем говорит, сколько звуков в данном слове и вставляет картинку в кармашек соответствующего вагона: «Рак должен ехать в первом вагоне, потому что в слове РАК три звука: Р, А, К и т. д.
Второй вариант
Цель: упражнять детей в определении наличия указанного звука в словах.
Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов буквы и, показывая ребёнку паровоз и картинки с изображениями животных,птиц и насекомых, говорит:
- Прибыл паровозик для зверей, птиц и насекомых. Он отправляется в Ромашково. В нём три вагона. Каждое животное может ехать только в определённом вагоне. В первом вагоне поедут животные, названия которых начинаются со звука С, во втором - со звука З. и т. д. Ребёнок «рассаживает» пассажиров по местам с учётом наличия в словах нужного звука.
Третий вариант
Цель: упражнять детей в определении количества слогов в слове.
Логопед вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками. Объясняет детям, что в первом вагоне должны ехать животные, названия которых состоят из одной части (односложные слова, те животные, названия которых можно разделить на две части, поедут во втором вагоне, на три части – в третьем. Ребёнок, отхлопывая слова, «рассаживает» пассажиров по вагонам.
Примечание:(Можно подобрать картинки таким образом, чтобы автоматизировать нужный звук, например, ЛЬ, как на фото)
Четвёртый вариант
Цель: формировать у детей навык определения положения звука в слове (начало, середина, конец).
Логопед вставляет в прорезь на паровозе букву (например, Р) и в прорези на крышах вагонов таблички-схемы, которые указывают на положение звука в слове - начало, середина, конец. Показывает ребёнку картинки и предлагает определить, где находится звук Р в словах. Если в начале слова (рак, радуга, рубашка, то поставить картинки в первый вагон, как указывает схема, если в середине слова (картина, ворона,корова) – то во второй, если в конце слова (топор, забор, катер, то в третий.
Пособие многофункциональное. Можно придумать и множество других интересных игр - на всевозможные дифференциации (мягкие-твёрдые, звонкие-глухие согласные, живые-неживые, большие и маленькие предметы.). В работе с малышами пособие прекрасно можно использовать при усвоении счёта, цвета и размера. Паровозик трансформируется в два и даже один вагончик. Ну и конечно, красочность, яркость исполнения привлекает ребёнка и он обязательно попросит поиграть с паровозиком ещё не один раз!
От всей души желаю своим коллегам творческих успехов и результативности в работе!
Использованная литература:
Г. С. Швайко "Игры и игровые упражнения для развития речи" Москва "Просвещение" 1983г.
Т. Б. Уварова "Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками" Москва "Сфера" 2009г.