Наталья Чудинова
Дидактические игры с репродукциями картин
▼ Скачать + Заказать документы
Мишки в лесу. Шишкин И. И.
Д/и «Художественный салон»
Цель:
Развивать художественный вкус детей. Закреплять знания детей о живописных полотнах, художниках, жанрах живописи. Учить описывать картины, передавать своё отношение к ним.
Оборудование и материалы:
репродукции картин.
Публикация «Дидактические игры с репродукциями картин» размещена в разделах
Описание:
Дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившуюся. Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку (в изобразительном уголке).
Правила.
Картина «продается» в том случае, если ребенок сумел рассказать, как называется произведение, кто его написал, жанр произведения и для чего он хочет его приобрести (в подарок маме, на день рождения товарища, для украшения комнаты и т. д., а также ответить на вопросы: «О чем рассказывается в произведении? Какое в нем передано настроение? Как художник показал в своей картине главное? Почему картина тебе понравилась?»
«Купивший» большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.
Д/и «Выставка картин»
Цель:
Учить различать произведения живописи по жанрам, содержанию, колориту, авторам и т. д. развивать речь детей. Закреплять знания детей о выставках, выставочных залах, галереях.
Оборудование и материалы:
репродукции картин.
Описание:
Воспитатель поручает двум ребятам из репродукций, отличающихся по содержанию и жанру, оформить выставки. Они стараются красиво разместить картины на стене. А остальные дети придумывают рассказ экскурсовода по следующему плану: почему эти произведения размещены таким образом? (То ли у них общая тема, или они одного жанра пейзаж, натюрморт, жанровая живопись, портрет.) Какое произведение понравилось и почему? Что особенно красивого показал художник в своем произведении и каким образом? (Цветом, построением, передачей настроения.)
Правила.
Значок «Лучший оформитель» получает тот, кто удачнее расположил картины и подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию. Значком «Лучший экскурсовод» награждается дошкольник, составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине (согласно предложенному плану, а также верно ответивший на вопросы детей. А задавший самый интересный вопрос получает значок «Лучший зритель».
Ребенок, награжденный значком «Лучший оформитель», получает право выбрать первого экскурсовода из группы детей. После прослушивания двух рассказов экскурсоводов дети определяют лучшего, вручают ему значок, и он выбирает следующую пару экскурсоводов из числа ребят, задавших интересные вопросы.
Д/и «Подбери слово»
Цель:
Формировать интерес к живописи. Побуждать внимательно, рассматривать произведения изобразительного искусства и давать им эмоциональную оценку. Развитие грамматической стороны речи (подбор определений).
Оборудование и материалы:
репродукции картин.
Описание:
Воспитатель.
Часто бывает, что картина очень нравится, а рассказать о ней трудно, трудно подобрать нужные слова. Давайте попробуем. Я буду называть 2-3 слова, а вы выберите из них одно, наиболее подходящее к этой картине, и объясните свой выбор. Слушайте и смотрите внимательно. Какая это картина?
Звучная — звонкая — тихая.
Например: Звучная. Здесь очень яркие, звучные краски. Их голос не звонкий, хоть и громкий. Скорее он густой, как аромат всех этих хлебов.
Просторная — тесная.
Тесная. Здесь изображено так много предметов. Конечно, им тесно.
Тревожная — беспокойная — спокойная.
Например: Беспокойная. Не тревожная, ведь здесь ничего пугающего нет. Но я не спокойно, потому что все эти булки, хлебы, пирожки, пирожные будто живые, собрались вместе, теснятся, кажется, что спорят, кто из них главный.
Радостная — унылая.
Например: Радостная. Здесь изобилие! И вся эта снедь такая красивая, нарядная, будто на празднике, будто хвастают булки и хлебы друг перед другом, кто из них лучше.
Легкая — тяжелая.
Например: Тяжелая. Здесь очень много всего. Хлебы большие, тяжелые. А вокруг — пышные булочки, пирожки. Все вместе выглядит, как что-то плотное, тяжелое. Как только стол выдерживает?
Теплая — холодная.
Например: Теплая. Видно, что хлеб теплый. Все здесь такое поджаристое, коричневое, золотое. Все вкусное, будто дышит теплом. Хлеб согревает — это сама жизнь.
В конце игры воспитатель подводит итог. Молодцы ребята! Вы очень внимательно смотрели на картину и многое почувствовали, поняли, что нам хотел рассказать в своей картине художник.
Д/и с мячом «Какой лес, река, небо?».
Цель:
Развивать интерес к произведениям живописи. Совершенствовать грамматический строй речи.
Оборудование:
мяч.
Описание:
Воспитатель приглашает детей на ковер, предлагает встать в круг и берет у руки мяч.
Воспитатель. Я сказала вам, что на картине И. Шишкина изображен ельник — лес из елей. давайте вспомним, как называют лес из других пород деревьев.
В игре образуются следующие пары словосочетаний: лес из осин, осиновый лес — осинник; лес из ольхи, ольховый лес — ольшаник; лес из берез, березовая роща — березняк; лес из дубов, дубовая роща дубрава; лес их сосен, сосновый бор — сосняк.
Упражнение «Опиши небо»
Цель:
Развивать интерес к произведениям живописи. Развивать эстетическое восприятие, образную речь и память.
Оборудование:
репродукции пейзажей.
Описание:
Воспитатель привлекает внимание детей к трем картинам.
Воспитатель. Еще раз внимательно посмотрите на картины и обратите внимание на то, какое разное небо нарисовали на них художники. Опишите небо на каждой из картин.
1-й ребенок. На картине «Дубы» небо голубое и чистое.
2-й ребенок. На картине «На озере» небо синее с белыми облаками.
3-й ребенок. На картине «Перед грозой» небо закрыто темными тучами.
Воспитатель. Вы очень хорошо описали небо на картинах. А теперь вспомните, как описано небо в стихах Тютчева и Никитина.
1-й ребенок. В первом стихотворении говорится, что в небе тают облака.
2-й ребенок. Во втором стихотворении говорится, что утро ясное. Значит, небо чистое, не закрытое облаками.
3-й ребенок. В третьем стихотворении говорится, что на небе темные тучи. Начинаются гроза и дождь.
4-й ребенок. В последнем стихотворении говорится, что гроза приносит тучи, которые закрывают небесную лазурь.
Воспитатель. Отлично! Вы меня порадовали, справившись с таким трудным заданием.
Д/и «Найди ошибку»
Цель:
Развитие эстетического вкуса, связной монологической речи, логического мышления, внимания. Совершенствование синтаксической стороны речи.
Оборудование и материалы:
репродукции картин.
Описание:
Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своем произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям дается установка — смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.
Правила
. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре — составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.
Примерный искусствоведческий рассказ воспитателя (с умышленно допущенными ошибками) по картине «Сенокос» А. А. Пластова: «Перед вами репродукция картины А. А. Пластова «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о том, как в знойный, ясный летний день на луг, покрытый зеленой, изумрудной травой (отсутствует описание цветов, вышли косари — старики и женщины (отсутствует в описании образ подростка). Самое главное и красивое в этой картине—белоствольные березы, они написаны в центре картины (ошибочное описание композиционного центра). В произведении переданы покой и тихая радость. Для этого художник использует яркие, сочные краски: желтую, зеленую, синюю, красную».