Светлана Куриневская
Дидактические игры с палочками Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры с палочками Кюизенера для детей 3-5 лет
Сушим полотенца
Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами;
классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами
(длиннее — короче, равные по длине).
Материал. Цветные счетные палочки : 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных.
Описание.
На подносе лежат палочки двух цветов.
Темочки:
Задания
-Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета?
- Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше?
(Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета).
— Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, столько-сколько, поровну.)
— Положите коричневую палочку перед собой. Это — веревочка. Палочки желтого и
красного цвета- «полотенца». Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке.
Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова длинное. Какое теперь надо вешать
полотенце? (Короткое.) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до
«полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое.
Вопросы
— Сколько желтых «полотенец»? (Много.)
— Сколько красных «полотенец»? (Много.)
— Какого цвета полотенец больше (меньше? (Поровну, одинаково, столько -
сколько длинных, сколько коротких; сколько желтых—столько красных.)
Разноцветные флажки
Цель. Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете, умении отвечать
на вопросы: «Сколько? Который счету?»
Материал. Карточка, цветные счетные палочки : 2 бордовых, 10 голубых,
10 красных.
Описание
Воспитатель предлагает детям сделать из двух бордовых палочек «веревку», соединив их
концами друг с другом, затем говорит: «На этой веревочке повесим "флажки". Сделайте
из трех палочек флажок треугольной формы и повесьте на веревочку. А теперь сделайте
из красных палочек флажок прямоугольной формы и повесьте рядом с флажком
треугольной формы. Снова сделайте флажок треугольной формы. Какой формы будет
следующий флажок?»
Вопросы
— Какой формы флажки?
— Из скольких палочек сделан флажок треугольной формы? А флажок прямоугольной
формы?
— Сколько всего фигур?
— Которые по счету флажки прямоугольной формы? А который по счету флажок
треугольной формы?
— Какие стороны у треугольника? (Равные.) Как это проверить?
— Какая сторона длиннее —сторона прямоугольника или сторона треугольника?
Как это можно узнать?
Бусы
Цель. Учить детей классифицировать предметы по длине; сравнивать группы предметов
по количеству входящих в них элементов; обозначать словами результат сравнения
(больше, меньше, столько - сколько).
Материал. Цветные счетные палочки : белые, розовые, голубые; карточка.
Описание
Педагог предлагает детям разложить палочки по цветам. Проверяет правильность
выполнения задания, затем говорит: «Сегодня мы будем делать из этих палочек цепочку в
такой последовательности: сначала положите белую, потом розовую, голубую, снова
белую. Продолжите ряд до конца».
Вопросы и задания
— Какого цвета «бусинки» в этой цепочке?
— Какое число обозначает каждый цвет?
— Какое число обозначает самая длинная «бусинка»?
— Цепочка разорвалась и «бусы» рассыпались. Перемешайте все бусинки. Как узнать,
каких бусинок больше? Меньше?
— Что для этого надо сделать?
Дети раскладывают палочки одну под другой и определяют, палочек какого цвета больше.
После этого можно предложить детям собрать цепочку снова в той же
последовательности, подумать и сказать, кому бы они хотели подарить эти цепочки.
Строительство домов
Цель. Учить детей моделировать предмет из четырех палочек одной длины, сравнивать
предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового
счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал. Цветные счетные палочки : 3 белые, 6 голубых, 6 красных, 4 розовые и 2
желтые; карточка.
Описание
Педагог предлагает детям отсчитать 4 палочки голубого цвета и сделать из них стены, пол
и потолок. Затем отсчитать 2 палочки красного цвета и сделать крышу.
Вопросы и задания
— Что получилось? (Дом.)
— С одной стороны дома постройте большой дом, с другой — маленький. С какой
стороны большой дом? С какой стороны маленький дом?
— Сколько всего домов?
— Который по счету самый высокий? А самый низкий?
— Между какими домами расположен голубой дом?
— Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько окон в каждом доме?
— Сколько всего окон?
— Какие окна по величине?
Число 3
Цель. Познакомить детей с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить
называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве.
Материал. Для воспитателя: 3 белых квадрата 10x10 см, розовая полоска 20х 10 см,
голубая полоска 30х 10 см, цифры.
Для детей: цветные счетные палочки —4 белые, 1 розовая, 1 голубая; цифры от 1 до 3.
Описание
Воспитатель дает детям задание: «Положите белый кубик, рядом справа столбиком
положите розовую палочку. Возьмите столько белых кубиков, чтобы они ровно
уложились в розовой палочке и положите их столбиком рядом с розовой палочкой».
Последовательность объяснения сопровождается выкладыванием демонстрационных
полосок такого же цвета на доске.
— Сколько белых кубиков справа от розовых? (Две.)
— Чему равна розовая палочка, если в ней помещаются две белые? (Двум.)
— Что больше — один или два?
— Покажите пальчиком розовую палочку. Теперь покажите белую палочку. Покажите
пальчиком число один и число два. Уберите две белые палочки.
— Найдите палочку, которая больше чем розовая, и покажите ее. Какого она цвета?
(Голубого.)
— Как узнать, какое число она обозначает? (Надо измерить.)
Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает продемонстрировать на палочках все это.
Дети выкладывают под голубой палочкой разные способы сравнения величины (розовая и
белая или три белые).
Воспитатель говорит:
— Розовая палочка обозначает число два, а голубая - число три. Положите столбиком
голубую палочку рядом с розовой. Получилась лесенка.
Затем воспитатель показывает цифру 3, предлагает детям поставить цифру 3 под
палочками, обозначающими число три.
—А теперь положите цифры под белой, розовой и голубой палочками.
— Назовите цифры по порядку.
— Какое число больше — один или два? На сколько два больше одного? На сколько один
меньше двух?
— Какое число больше—два или три? На сколько два меньше трех? На сколько три
больше двух.
—Что бывает по три, найдем и посчитаем на прогулке.
ЧИСЛО 4
Цель. Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой четыре; учить считать в
пределах четырех; закреплять умение различать количественный счет от порядкового.
Материал.
Для воспитателя: цифры.
Для детей: цветные счетные палочки в пределах 4, цифры, карточка.
Описание
Способ построения вертикальной лесенки (состоящей из двух ступеней) от низкой до
высокой знаком детям. Педагог предлагает детям эту работы выполнить самостоятельно.
Должно получится 3 ступени.
— Сколько всего ступенек?
— Какое число обозначает белый цвет? (Один.) Розовый цвет? (Два.) Голубой? (Три.)
—А теперь найдите красную полоску и добавьте ступеньку.
— Которая она по счету? (Четвертая.)
— Какое число она обозначает? (Четыре.)
— Давайте проверим, что красная палочка обозначает число четыре.
— На сколько число три меньше числа четыре? (На один.)
— Поставьте с красным столбиком еще один столбик, состоящий из четырех белых.
— Что больше: одна красная палочка или четыре белых? (Одинаково, поровну.)
Затем воспитатель показывает детям цифру 4 и предлагает им разложить под палочками
цифры от 1 до 4.
— Назовите их по порядку.
— Какая цифра стоит под розовой палочкой? Под голубой? Под красной?
— Скажите, какое число самое большое?
— Какое число самое маленькое?
— На сколько два больше одного?
— На сколько четыре больше трех?
— На сколько один меньше двух?
— На сколько два меньше трех?
— Каким цветом обозначается число четыре?
ЧИСЛО 5
Цель. Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть
числительные по прядку. Закреплять умение различать количественный и порядковый
счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Материал.
Для воспитателя: цифры в пределах 5.
Для детей: цифры до 5, цветные счетные палочки в пределах 5.
Описание
На доске цифры 1,2,3,4. Педагог, показывая на цифры вразброс, предлагает детям назвать
их. Затем дает задание:
— Сделайте из палочек лесенку, состоящую из трех ступенек. Положите под палочками
цифры.
— Какое число обозначает розовая палочка? (Число два.)
— Ккакой цвет обозначает число три? (Голубой.)
— Какое число обозначает красная палочка? (Четыре.)
— Отсчитайте четыре белых кубика и поставьте их столбиком возле красной палочки. Что
можно сказать про красный и белый столбики? (Они равны, одинаковой высоты.)
— Посчитайте по порядку, сколько столбиков в ряд? (Пять.)
— Сколько белых кубиков в пятом столбике? (Четыре.)
— Сколько кубиков надо положить на белый столбик, чтобы их стало пять? (Один.)
— Какой столбик выше —четверимый или пятый? (Пятый.)
— На сколько четыре меньше пяти, а пять больше четырех?
— Можно ли желтой палочкой заменить пять белых кубиков? Замените.
— Сколько всего столбиков? Сколько кубиков в каждом столбике?
Воспитатель показывает детям цифру 5 и спрашивает: «Где ее надо поставить?» (После
цифры четыре.)
— Назовите все цифры по порядку.
Таким же способом необходимо знакомить детей со всеми цифрами в пределах десяти.
Дачный поселок
Цель. Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки;
закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше,
ниже, далеко, близко.
Материал. Цветные счетные палочки, карточка.
Описание
Воспитатель, показывая на карточку, говорит: «Это дачный участок. Здесь есть дом,
сделайте его из палочек. Посадите дерево. Поставьте забор. Сделайте лавку».
После выполнения задания предлагает каждому ребенку рассказать о своем участке,
используя слова: слева, справа, перед, рядом, около.
«Возьмите свои карточки и положите их на большой стол, — говорит воспитатель. —У
нас получился дачный поселок».
Вопросы:
— Что находится слева от дома? Что перед домом? Что справа от дома?
— Где стоит лавка?
— Похожи ваши дома или нет? Какой формы крыша? Дом?
— Какие деревья растут на участке?
— Чей дом выше? Докажите. (Это можно сделать с помощью условной мерки.)
— У кого из вас самое высокое дерево?
— Что выше: елка или дерево?
— Какой участок вам понравился больше всего? Почему?
— Придумайте рассказ о том, как мы поехали на дачу.
Елка
Цель. Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения;
закреплять умение пользоваться словами: длиннее — короче, самая короткая; развивать
представления об эталонах цвета.
Материал. Цветные счетные палочки : 1 коричневая, 1 оранжевая, 2 фиолетовые, 2
желтые, 2 красные, 2 голубые, 2 розовые; карточка с изображением елки.
Описание
Воспитатель предлагает детям подобрать палочки подлине и положить их на ветки
нарисованной елки. Вопросы и задания
— Какого цвета ветки? Назовите их по порядку, начиная сверху.
— Какого цвета самые длинные ветки?
— Назовите цвет тех веток, которые короче самой длинной.
— Сколько самых коротких веток?
— По сколько веток одинакового цвета?
— Отложите в сторону две любые одинаковые по длине ветки. Какие они по длине?
(Одинаковые, равные.)
Работа парами
— Сравните ветки и определите, чьи ветки длиннее? Короче?
— Какая елка выше?
Кукла Маша
Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат
сравнения (длиннее, короче, равные подлине); моделировать предмет по словесной
инструкции; ориентироваться в пространстве.
Материал. Карточка, счетные палочки : 2 голубые, 3 белые, 4 красные, 4 розовые, 1
желтая, 1 фиолетовая, 1 черная, 1 бордовая.
Описание
Педагог предлагает детям сделать куклу из палочек, диктуя последовательность:
— Положите голубые палочки одну под другой. Это голова куклы. Какие палочки по
длине? (Равные, одинаковые.)
— Из двух белых палочек сделайте бантики.
— Белый кубик — шея куклы. Где он лежит? (Под голубыми.)
— Из двух красных палочек сделайте кофточки, положите палочки одну под другой.
— А теперь сделайте руки из оставшихся красных палочек. Какие красные палочки по
длине? (Равные, одинаковые.)
— Из желтой, фиолетовой, черной и бордовой палочек сделайте юбку. Какие палочки по
длине? Какая из них самая короткая? А бордовая палочка какая по длине? (Самая
длинная.)
— Сколько осталось розовых палочек? (Четыре.) Какие все палочки по длине? Сделайте
из них ноги и туфельки.
— Какое число обозначает розовый цвет? (Число два.)
— Получилась красивая кукла Маша. Кого цвета самая длинная палочка в юбке? А самая
короткая?
— Фиолетовая палочка какая по длине? (Длиннее желтой, но короче черной.)
—А черная палочка какая по длине? (Длиннее фиолетовой, но короче бордовой.)
— Выше бордовой палочки находятся палочки какого цвета?
— Между красной и фиолетовой какого цвета палочка?
— Сколько палочек пошло на юбку? А на кофту?
Зайка
Цель. Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами
результат сравнения.
Материал. Карточка, цветные счетные палочки : 4 белые, 4 красные, 4 бордовые, 4
голубые, 1 коричневая и 2 розовые.
Описание
Прочитать стихотворение А. Барто
Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не смог, Весь до
ниточки промок.
Воспитатель спрашивает у детей, о ком это стихотворение, предлагает детям выложить
зайку из палочек, диктуя последовательность:
— Из двух красных палочек сделайте туловище. Какие они по длине? Какое число
обозначает этот цвет?
— Из белых палочек сделайте голову. Сколько белых кубиков понадобилось для головы?
—А теперь сделайте уши. Какие по длине уши? Какое число обозначает голубой цвет?
— Из двух голубых сделайте передние лапы. С какой стороны туловища они находятся?
— Подумайте, как положить палочки, чтобы зайка сидел? Сколько задних лап у зайца?
— Возьмите самую длинную палочку и положите ее под лапки зайца.
— Из двух бордовых палочек сделайте ножки для скамейки. —Давайте сделаем еще одну
скамейку. Сиденье у нее должно
быть такой же длины, как и у первой. Сделайте у этой скамейки ножки из палочек
розового цвета.
— Что можно сказать о длине скамеек? (Они одинаковые, равные по длине.)
— Какой высоты ножки у скамеек? (Равные по высоте.) Воспитатель просит кого-
либо из ребят прочитать стихотворение про зайку и ответить на вопрос:
— Почему зайка промок под дождем, сидя на этой скамейке? Потому что она была
высокая.
— С какой скамейки зайке было бы легче спрыгнуть? (Со второй, которая ниже.)
Что можно сказать об этих скамейках? Какие они?
Разноцветные палочки
Цель: Познакомить детей с эталонами цвета, закрепить названия основных цветов,
развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски) по цвету.
Развивать речь детей. Развивать внимание, память, мышление.
Материал: наборы палочек (полосок) Кюизенера, кукла, коробки разных цветов.
Описание
Воспитатель привлекает внимание детей, сообщает, что кукла Катя хочет с ними поиграть
с палочками. Дети вместе с воспитателем располагаются за столом. Воспитатель
обращает внимание детей на цвет палочек :
- Какие палочки по цвету?
- Покажите красную палочку (синюю, зеленую, желтую).
- Возьмите в каждую руку по одной палочке любого цвета, какой нравится, и назовите
цвет палочек.
Воспитатель вместе с детьми проговаривает название цветов.
Затем кукла Катя приносит разноцветные коробочки, предлагает детям разложить
палочки в коробочки соответствующего цвета (красную палочку в коробочку красного
цвета, синюю в синюю коробку и т. д.). Дети вместе с куклой и воспитателем смотрят
правильность выполнения задания, совместно исправляют ошибки.
Строим дорожки
Цель: Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать,
классифицировать палочки (полоски) по цвету. Развивать речь детей (использовать в речи
слова: «одинаковые», «такая же», «тоже красная» и т. д.). Развивать внимание, память,
мышление.
Материал: наборы цветных палочек или полосок, домики разного цвета (можно вырезать
из картона, силуэты гномиков разного цвета.
Описание
Воспитатель на столе или на ковре располагает разноцветные домики (белый, красный,
розовый, голубой и т. д.). Рассказывает детям, что получила письмо от жильцов этих
домиков — Гномов. В дождливую погоду им трудно пройти к своему жилью. Гномы
просят детей помочь, построить дорожки к домам, но так, чтобы они были одинакового
цвета с домиками.
Каждый ребенок выбирает домик и самостоятельно строит дорожку. Дети (при
необходимости с помощью взрослого) выясняют и уточняют, дорожка какого цвета
получилась, что можно I казать о цвете дорожек и домиков, какая дорожка самая длинная,
самая короткая.
Появляются гномы, благодарят детей, предлагают детям no-inn цевать.
Поезд
Цель: Закрепить название эталонов цвета, развивать комбинаторные способности,
приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание,
память, воображение.
Материал: картина с изображением поезда, набор Пвлочек Кюизенера или полосок,
ковролин.
Описание
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину с изображением поезда. Беседа по
картине. Что изображено на картине, • пой поезд, из чего он состоит (колеса, вагоны).
Воспитатель уточ няет и дополняет знания детей. Затем предлагает детям построить поезд
из цветных палочек или полосок. Воспитатель выстраивает поезд на ковролине из
цветных полосок (белой, розовой, голубой, синей и т. д.) и объясняет свои действия.
Можно использовать любые комбинации палочек. Дети на столе самостоятельно
выстраивают свои поезда. Затем рассматривают что у кого получилось. Воспитатель
играет с детьми в поезд. Дети выстраиваются друг за другом — они вагончики,
воспитатель во главе - паровоз, и ездят по группе.
Паровоз кричит: «Ду-ду, я иду, иду, иду».
А колеса стучат, а колеса говорят:
«Так-так-так!»
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу! Бежит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повез.
Чудесный мешочек
Цель: Закрепить эталоны цвета и их название. Упражнять в
различении цветов. Развивать память, внимание.
Материал: набор палочек, непрозрачный мешочек.
Описание
Воспитатель предлагает детям поиграть, показывает «чудесный мешочек» и сообщает,
что там находятся волшебные палочки.
1. Детям нужно с закрытыми глазами достать из мешочка любую палочку, посмотреть на
нее и сказать какого она цвета.
2. С закрытыми глазами нужно найти две палочки одинаковой (разной) длины. Достать
из мешочка и сравнить: одинаковые по длине палочки какого цвета. Какого цвета разные
по длине палочки. Воспитатель делает вывод и подводит к тому, что одинаковые по длине
палочки — одного цвета, разные по длине палочки — разного цвета.
Найди и покажи
Цель: Упражнять в различении цвета. Развивать логическое мышление, память.
Материал: набор палочек, Буратино (игрушка или картинка).
Описание
Пришел в гости Буратино, он плохо знает названия цветов. Воспитатель предлагает
помочь ему. На столе или на ковре наборы палочек или полосок. Буратино говорит, какие
палочки ему нужны, а дети находят их в наборе.
- Найдите, пожалуйста, не красную палочку (значит, подходят все палочки, кроме
красной).
- Не желтую.
- Не синюю, и т. д.
Спрячь игрушку
Цель: Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий»,
«низкий». Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать
палочки по высоте и длине.
Материал: наборы палочек Кюизенера (цветных полосок, мелкие игрушки или силуэты
животных разной высоты (лев, лиса, морж, журавль, слон, носорог, кенгуру, медведь, кро-
кодил, стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей?».
Описание
Воспитатель читает детям стихотворение «Где обедал воробей?», беседуют по
содержанию. Воспитатель показывает животных, которые живут в зоопарке.
Рассматривают животных, сравнивают их по высоте. Воспитатель предлагает детям
построить для игрушечных животных свой зоопарк. Для этого каждый ребенок получает
игрушку зверя и строит забор такой высоты, который спрячет его (так, чтобы не было
видно).
Нужно обсудить с детьми, где, за забором какого цвета живет самый высокий зверь,
какой. За каким забором живет самый низкий зверь, кто это и т. д.
Рассматривают заборы-вольеры, какие выше, ниже. Обратить внимание детей на то, что
все «дощечки» в одном «заборе» одного цвета и одинаковой высоты.
Построим заборчик
Цель: Развивать представление о высоте палочек. Развивать умение сравнивать и
сопоставлять предметы по высоте. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Упражнять
в различении цвета, размера. Способствовать развитию речи. Развивающая среда:
наборы палочек Кюизенера, мелкие игрушки.
Описание
Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушки на столе, и рассказывает историю:
«Жила-была бабушка. Ее дом находился недалеко от леса. И были у бабушки друзья.
Лошадка возила бабушку за покупками. Коровка, которая кормила ее, давала молоко.
Собачка охраняла дом бабушки. Кошечка ловила мышей. Жили они дружно и весело, но
боялись волка, который жил в лесу. Вокруг дома не было забора, и животные были не
защищены. Они прислали нам письмо и попросили помочь построить забор».
Воспитатель предлагает детям взять наборы палочек. Дети выбирают животных
(игрушки). Воспитатель строит забор для бабушкиного дома из разноцветных палочек, а
дети для животных — из одинаковых по цвету.
Дети совместно с воспитателем рассматривают, что получилось, обсуждают:
—Какие красивые заборчики!
—Из каких палочек вы строили заборчик? Какие палочки использовали? (каждый
ребенок рассказывает о своей работе).
—Какой забор у лошадки? А у кошки? Высокий или низкий?
—Сможет ли спрятаться от волка корова, собака и т. д. ?
—Почему у вас получились такие ровные заборчики? Какого они цвета, размера?
—Посмотрите, какой заборчик у меня. Похож он на ваши? Почему не похож? Чем
отличается?
Воспитатель подводит детей к тому, что палочки одинакового цвета имеют одинаковую
высоту, а палочки разного цвета -разные по высоте.
— Бабушка со своими друзьями будут рады и теперь им не
страшен волк.
Построим мостик
Цель: Продолжать знакомство с комплектом палочек Кюи-зенера, закрепить понятия
«длиннее», «короче», «одинаковый» (равный) по длине, «шире», «уже». Развивать умение
сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать воображение, логическое мышление,
речь. Организовать коллективную сюжетно-ролевую игру. Развивать умение
согласовывать действия, считаться с мнением товарищей.
Материал: наборы разноцветных палочек (полосок, на ковре или на столе изображение
длинной извилистой реки, ширина которой изменяется или превращается в ручейки,
игрушки (машины разного размера, люди, животные).
Описание
Воспитатель располагает игрушки по разные стороны «реки». Предлагает детям
рассмотреть реку и что есть вокруг нее. Обыгрывает ситуацию.
—Машины, люди, животные находятся по разные стороны реки и не могут встретиться.
Как им помочь? Нужно построить мосты.
—Какая река? Во всех ли местах она одинаковая по ширине?
— Какие мосты нужны (в разных отрезках реки?
Каждый ребенок (при необходимости с помощью взросло
го) намечает, в каком месте реки он будет строить мост.
1. Дети подбирают для моста палочки (полоски) соответствующей длины (важно, чтобы
их длина перекрывала ширину реки). Методом проб и ошибок дети находят нужный
стройматериал. После строительства мостов обсуждается, какого цвета каждый из них,
какой длины, какой - короче, длиннее. Почему для ручейка взяли голубую палочку, а для
речки — оранжевую (сравнить по длине).
2. Можно разнообразить игру и предложить детям другой вариант, сложнее. Строят
мосты по ширине палочек (для этого палочки одинакового цвета и длины прикладывают
друг к другу, пока не соединят берега).
— Какие получились мосты? (широкие, узкие).
— Широкие мосты какого цвета? Какого цвета узкие мосты?
Дети с помощью игрушек проверяют, достаточной ли ширины тот или иной мост, сможет
ли проехать машина, автобус, пройти кукла, заяц. По синему мосту (широкому) едет
автобус, по голубому (узкому) через ручей перебегает заяц.
Затем целесообразно для закрепления понятий перейти к самостоятельной игровой
деятельности детей.
Дорожки для матрешки
Цель: Закрепить знание эталонов цвета и их название. Развивать умение соотносить
предметы по цвету, по величине. Развивать умение сравнивать предметы по ширине,
величине. Развивать воображение, логическое мышление, речь. Познакомить с такими
понятиями, как «больше», «меньше», «самая большая», «самая маленькая», «меньше
чем.», «больше чем.».
Материал: матрешки разного размера (игрушки или силуэты, в сарафанах разного цвета,
наборы палочек или полосок.
Описание
Дети вместе с воспитателем рассматривают матрешек, сравнивают их по величине, по
цвету сарафанов. Например, самая большая матрешка — в синем сарафане, поменьше - в
желтом сарафане, еще меньше - в красном, еще меньше - в голубом, самая маленькая в
белом.
В гости к нам пришли матрешки,
Принесли они полоски.
Воспитатель сообщает детям, что матрешки собираются в лес за ягодами:
Мы — матрешки, вот какие крошки,
А на нас, а на нас разные сапожки.
Не спим, не сидим, в лес за ягодой хотим.
Мы — матрешки, вот какие крошки
Сделай нам, сделай нам