Любовь Георгиевна Казанцева
Дидактические игры по экологии для детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Найди, что назову
Первый вариант.
Дидактическая задача. Найти предмет по слову-названию.
Игровое действие. Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.
Правила. Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту (например, свекла, репа, редька; апельсин, помидор, яблоко). Во все вазы заглядывать нельзя.
Публикация «Дидактические игры по экологии для детей 3–5 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Оборудование. Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма и величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разные по окраске (несколько яблок, груш и др., разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста)
Ход игры. Воспитатель предлагает одному из детей : «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме». Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пытается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Например: «Покажи желтую репку».
Второй вариант (для детей средней группы).
Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы: шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Дети ищут названный предмет.
Третий вариант (для детей средней группы).
Игра оборудуется и проводится так же, как и в первых двух вариантах. Здесь решается задача – закрепить в памяти дошкольников окраску предмета. Овощи и фрукты раскладывают (прячут) в вазы разной окраски в соответствии с окраской предмета.
Угадай растение по описанию
Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск предмета по загадке-описанию.
Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.
Оборудование. Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2-3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение.
Ход игры. Воспитатель подробно рассказывает об одном из растений. Сначала он отмечает, на что оно похоже («на дерево», «на травку», затем просит сказать, если у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы – как огурчик, узкие, длинные, окраску цветов (основные цвета, их количество на цветоножке. Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его.
Можно предложить детям найти в групповой комнате все растения, похожие на данное описание.
Чудесный мешочек
Первый вариант.
Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.
Правила. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.
Оборудование. Для первых игр подбирают фрукты, овощи, резко отличающиеся по форме, деталям. Затем отбираются более похожие. Небольшой непрозрачный мешочек.
Ход игры. Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит детей наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я назову». По очереди задание выполняют все дети.
Примечание. В последующем при повторении игры мешочек наполняют заранее. Дети не должны видеть, что туда прячут.
Второй вариант (для детей средней группы).
Дидактическая задача. Узнать предмет на ощупь по перечисленным признакам.
Ход игры. Воспитатель перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь: форму, ее детали, поверхность, плоскость. Просит ребенка: «Найди в мешочке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твердое, негладкое». Ребенок по описанию ищет и находит свеклу.
Сначала в мешочек опускают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. При повторении игры предметы нужно подбирать похожие по форме, но отличающиеся другими признаками.