Ирина Рудавина
Дидактические игры по экологии
▼ Скачать + Заказать документы
Словесные игры
2-я младшая группа словесные
«Одуванчики»
Цель: закрепить элементарные знания о строении растений.
Материал: разрезные картинки с изображением частей одуванчика (стебель, лист, цветок)
Игровая задача: сложить из карточек одуванчик и назвать его части.
«Что есть у животных»
Цель: закрепить элементарные детей о частях тела животных.
Материал: карточки с изображением различных животных- собака, кошка, корова, лиса, медведь, рыба, ворона, воробей.
Публикация «Дидактические игры по экологии» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Игровая задача: показать и назвать части тела животного, изображенного на картинке.
Средняя группа
"Чудесный мешочек"
Цель: учить детей выбирать фрукты и овощи на ощупь по зрительному воспринимаемому образцу.
Материал: 2 набора муляжей овощей и фруктов.
Игровые правила: отгадывать знакомый предмет на ощупь
«Так бывает или нет»
Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Материал: мяч
Игровая задача: рассказать истории о том, чего не бывает.
Старшая группа
«Кто больше назовет действий»
Цель: учить детей соотносить действия людей с различными профессиями.
Материал: мяч
Игровая задача: следить, чтобы дети не перебивали друг друга, называли действия или профессию.
«Радио»
Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активировать речь детей.
Материал: фанты
Игровая задача: 1. Расскаать о наиболее характерных особенностях в поведении, в одежде детей своей группы.
2. Кто из дикторов так неполно описал, что дети не узнали, о ком идет речь, платит фант, который выкупается в конце игры.
Подготовительная группа
«Отвечай быстро»
Цель: закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству.
Материал: мяч
Игровая задача: назвать цвет и бросить мяч ребенку, ребенок должен назвать предмет этого цвета.
«Придумай предложение»
Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту, мышление.
Материал: кубик
Игровая задача: назвать любое слово, передать кубик и быстро придумать предложение.
Предметные игры
2-я младшая группа
«Найди, что покажу»
Цель: найти предмет по сходству.
Материал: на двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Игровая задача: воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
"Что где растет"
Цель: расширять и уточнять представления детей об овощах и фруктах, развивать память, речь, внимательность.
Материал: вырезанные овощи и фрукты, макет дерева, макет огорода.
Игровая задача: воспитатель предлагает детям по очереди подойти к столу и взять один овощ или фрукт, назвать его, определить, где он растет и соответственно положить на макет огорода или повесить на макет дерева. Например: ребенок берет яблоко и говорит: «Это яблоко, оно растет в саду на дереве», потом подходит к макету дерева и вешает вырезанный фрукт на него.
Средняя группа
«Что в корзинку мы берем»
Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
Материал: картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Игровая задача: у одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других – картинки в виде корзинок.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т. д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
«Угадай, что в мешочке?»
Цель: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Материал: муляжи овощей и фруктов.
Игровая задача: вы знаете игру «Чудесный мешочек»? Играть мы будем сегодня по - иному. Прежде чем достать из мешочка предмет, его сразу вытаскивать не надо, а ощупав, сначала надо назвать его характерные признаки.
Старшая группа
«Вершки и корешки»
Цель: закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды – вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки, и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.
Материал: вершки и корешки.
Игровая задача: на столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал
«Раз, два, три – свою пару найди!», нужно найти свою пару.
«С какой ветки детки?»
Цель: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Материал: листья и плоды деревьев и кустарников.
Игровая задача: дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.
Подготовительная группа
«Охрана природы»
Цель: закреплять знания об охране объектов природы.
Материал: картинки с изображением растений, птиц, зверей, человека, солнца, воды, воздуха.
Игровая задача: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями.
«Грибная корзинка»
Цель: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Материал: корзинка, картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Игровая задача: на столе перед каждым ребенком лежат картинки-отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.
Настольно-печатные игры
2-я младшая группа
«Волшебный поезд»
Цел: закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.
Материал: два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.
Игровая задача: на столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т. д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир.
«Это когда?»
Цель: уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.
Материал: предметные картинки с явлениями природы.
Игровая задача: у каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т. п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.
Средняя группа
«Выложи птицу (животное, предмет) из геометрических фигур»
Цель: продолжать учить детей выкладывать изображения животных, предметов, явления природы и. д., используя геометрические фигуры; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.
Материал: карточки, набор геометрических фигур.
Игровая задача: педагог предлагает поиграть в игру, в процессе которой дети придумывают свои предметы и изображения, используя ранее полученные знания и умения.
«Кто где живет»
Цель: уточнить и расширить знания детей о птицахразвивать речь детей, обогащать их словарь;
Материал: каждой паре достается конверт с карточками с изображениями птиц.
Игровая задача: ребята должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями
«болото» - цапля, аист, журавль
«водоем» - лебедь, дикая утка, чайка
«лес» - кукушка, дятел, сова, клест, трясогузка, певчий дрозд
«город» - воробей, голубь, ворона
«птичий двор» - курица, гусь, индюк.
Старшая группа
«Зоологическое лото»
Цель: обобщать представления детей о различных классах животных, совершенствовать умение классифицировать животных на основе выделения существенных признаков.
Материал: игровые карты пяти цветов (синий, зеленый, красный, желтый, коричневый, карточки-картинки, на которых изображены представители основных классов животных (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные)
Игровая задача: разложить карточки с изображением разных животных на соответствующие их среде обитания цветовые карты (синяя карта- рыбы, зеленая- птицы, коричневая- земноводные, красная –насекомые, желтая- звери.
"Четвертый лишний"
Цель: развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку
Материал: карточки с изображением живой и неживой природы.
Игровая задача: выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию.
Подготовительная группа
"Где, что растет"
Цель: закрепить знания детей о растениях,
Материал: карточки с изображением растений и карточки с изображением их прорастания
Игровые правила: заполнить таблицы с изображением прорастания подходящими растениями
«Лото»
Цель: закрепить знания детей о предмете.
Материал: карточки с изображением предмета, фишки
Игровая задача: заполнить карточки определенным предметом.