Наталья Автомеенко
Дидактические игры по русским народным сказкам для детей старшей и подготовительной групп
▼ Скачать + Заказать документы
№ 1. Подбери пару.
Цель:подобрать к определенной сказке соответствующие слова, назвать сказку в которой встречаются эти слова
I вариант: подбери слова к сказке «Хаврошечка» - дождь, яблоко, муравей, гриб, лягушка, котенок.
II вариант: одноглазка, двухглазка, трехглазка, корова, снег, братец, малашечка, избушка, Морозко;
Яблоко, яблоня, медведь, ворона, кусочек – сказка «Яблоко»;
Щенок, лягушка, пчела, петух – сказка «Кто сказал мяу».
№ 2. Собери сказку.
Темочки:
- Дидактические игры
- Подготовительная группа
- Сказка. Дидактические игры и пособия по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
Цель: развивать у детей сообразительность, внимание, умение последовательно связывать события, изображенные на картинках.
Ход игры : детям раздаются картинки, изображающие различные эпизоды определенной сказки. Дети должны расположить эти картинки в порядке последовательности событий, рассказанных в сказке.
№ 3. Кто тут спрятался?
(р. н. с. «Зимовье»)
Цель: развивать у детей внимание, мышление, активизировать словарный запас.
Ход игры : на фланелеграфе большой рисунок избы в лесу и фигурки животных и насекомых: волк, заяц, медведь, муравей, бабочка, мышка, воробей, а так же фигурки других животных, например, ежа, гусенка и т. д. Дети по очереди подходят к фланелеграфу и выбирают из всех этих животных тех, которые жили в лесу. Эту игру можно проводить типа соревнования между двумя командами.
№ 4. Найди свою пару.
Цель: у детей атрибуты из какого-то художественного произведения. Детей делят 2 подгруппы и размещают на противоположных сторонах комнаты. По сигналу дети идут друг к дугу и ищут свою пару, т. е. тех детей, у кого герои или предметы из одной сказки (произведения). Например, р. н. с. «Хаврошечка», р. н. с. «Гуси – лебеди».
№ 5. Никогда не унывай.
Цель: учить детей по выражению лица определять настроение человека, формировать умение выражать сочувствие тем, кто в этом нуждается.
Ход игры : воспитатель сообщает детям, что к ним приехали гости (из любого произведения). Все вместе рассматривают иллюстрации, эмоционально разглядывают изображенные лица. Дети должны подумать, что могло огорчить, удивить гостя. Затем дети выбирают одного из гостей и придумывают, как утешить огорченного. Потом проводится конкурс – способ улучшения настроения.
№ 6. Угадай, чего не стало.
Цель: развивать внимание, мышление, речь детей с использованием слов признаков.
Ход игры : воспитатель выставляет предметы, которые встречаются в какой-то одной определенной сказке или произведении (например, сказка «Лисичка со скалочкой»). Затем воспитатель убирает что-то из этих предметов и дети должны определить что. При повторении игры предметы меняются.
№ 7. Помоги своим друзьям.
Цель: упражнять детей в чтении стихотворений/отрывков из сказок, воспитывать сострадание.
Ход игры : воспитатель рассказывает детям о том, что с героями случилась беда – этим героям надо помочь: спеть песенку или сказать волшебные слова, которые они забыли, и совершится чудо – и беда уйдет. Используются фрагменты следующих сказок : «Волк и семеро козлят», «Петушок – золотой гребешок», «Заюшкина избушка».
№ 8. Встанем в круг.
Цель: развивать речь детей, закреплять знания детей о произведениях того или ин6ого писателя, о сказочных персонажах, умение действовать по словесному сигналу.
Ход игры : дети встают в круг, воспитатель в центре круга (или другой ребенок). Воспитатель называет книжного персонажа того или иного писателя, той или иной сказки, и, бросая мяч кому-то из детей, просит назвать это произведение и т. д. Варианты заданий могут быть разными.
№ 9. Распутай путаницу.
Цель: развивать внимание, мышление, умение отличать реальное от выдуманного, умение мыслить над принятым решением.
Ход игры : на картинках элементы разных сказок. Например: колобок катится и девочка несет мальчика, лиса несет в лапах петуха. Воспитатель: «Какие сказки перепутались?».
№ 10. Подберите шапки героям и исправьте ошибки.
Цель: развивать у детей внимание, память, мышление.
Ход игры : на фланелеграфе выставлены фигурки самых разных сказочных героев. У них перепутаны шапки. Надо исправить ошибки.
№ 11. Исправь ошибку.
Цель: учить детей замечать ошибки в рисунках, несоответствие сюжетам сказок.
Ход игры : детям показывают иллюстрации из сказок, но с небольшим искажением. Дети должны назвать сказку и определить, что неправильно нарисовал художник и доказать почему.
№ 12. Зимовье.
Цель: развивать связанную речь, воспитывать внимание, закрепить знание данной сказки.
Ход игры : на фланелеграфе выставлены разные животные и ребенок должен отобрать, назвать ряд животных, которые действуют в какой-то сказке. Другие дети должны отгадать название этой сказки.
№ 13. Помоги своим друзьям.
Цель: развитие у детей памяти, речи, воспитание сострадания.
Ход игры : воспитатель сообщает детям о том, что герои сказок попали в беду, надо помочь им: спеть нужную песенку или рассказать нужное стихотворение (используя материалы сказок).
№ 14. Найди героя по описанию.
Цель: воспитывать у детей умение узнавать героя по наиболее характерным приметам, развивать наблюдательность.
Ход игры : воспитатель описывает сказочных героев или героев повестей, рассказов, а дети должны отгадать, кто это за герои, в каких произведениях мы с ними встречаемся.
№ 15. Найди такую же.
Цель: учить детей сравнивать рисунки, находить в них признаки сходства и различия.
Ход игры : перед детьми выставляются по два рисунка, изображения (один и тот же фрагмент из литературного произведения или литературного героя, но эти рисунки отличаются какими-то деталями. Дети должны найти эти различия.
№ 16. Кто как помог?
(р. н. с. «Бычок – смоляной бочок»)
Цель: развивать речевую активность детей, упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, воспитывать чувство уважения и сострадания.
Ход игры : на верхнем ряду фланелеграфа располагаются разные предметы: капуста, мед, ленточка. В нижнем ряду располагаются те животные, которые принесли эти предметы. Дети должны сказать, какое животное что принесло.
№ 17. Доброта.
Цель: активизировать процессы мышления, внимания, речь детей, воспитывать чувтво сострадания.
Описание: воспитатель сообщает о приезде доброго фотографа (см. план игры по х/л). Он фотографирует только добрых животных и людей. Воспитатель, например, помещает на фланелеграф Зайу из «Заюшкиной избушки» и просит поместить рядом тех, кто к нему был добр (карточки с другими героями у детей и на столе) и т. д.
№ 18. Кто что говорит?
Цель: учить детей логически ставить вопросы, делать правильные умозаключения, активизировать речь детей.
Описание: подобран ряд картинок по сказкам, например, «Гуси-лебеди». Перед детьми ставится задача ответить, кто что говорит. Например: изображены печка и девочка. Что говорит девочка печке? После работы над картинками составить рассказ и пересказать сказку.
№ 19. Подбери хвосты
(р. н. с. «Хвосты»)
Цель: восприятие целостного предмета, ориентирование на бумаге.
Ход игры : воспитатель: «Герой сказки «Хвосты» потеряли хвосты. Надо помочь животным подобрать хвосты. На фланелеграфе помещены фигурки разных животных и их хвосты.
20. Отгадай и назови
Цель: развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление, развивать сообразительность.
од игры : воспитатель читает стихи из разных сказок и рядом иллюстрации из этих и других сказок. Дети отгадывают загадку и находят иллюстрации к сказкам.
№ 21. Угадай, кто сказал
Цель: упражнять слуховой анализатор, развивать внимание, память, закреплять знания детей о прочитанных сказках.
Ход игры : воспитатель читает отрывки из произведений тех или иных детских писателей. Дети должны вспомнить, кто и в каком литературном произведении сказал эти слова.
№ 22. Кто что делает
Цель: активизировать словарь, использовать в речи слова действия, развивать воображение.
Ход игры : герои определенной сказки, например, кот, лиса и петух помещены на мольберте.
Вопрос: что этот герой делает в сказке?
№ 23. Кто лишний?
Цель: развивать логическое мышление, активизировать речь детей, закреплять знания в русских народных сказках.
Ход игры : на мольберте изображения героев какой-то определенной сказки и еще добавляются герои из других сказок. Воспитатель дает задание назвать сказку и убрать лишних героев.
№ 24. Узнай героя по описанию.
Цель: развивать слуховое внимание, мышление, воображение, умение соотносить слова с действиями.
Ход игры : воспитатель описывает героя из сказки, например, сказка «По щучьему велению». Например «Он не любил работать, у него были хорошие помощники: печка, ведра, топор, этому герою надо было сказать несколько волшебных слов».