Елена Вилкова
Дидактические игры по развитию словообразования у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по развитию словообразования
у детей дошкольного возраста
Работая в детском саду и проводя ежегодные обследования состояния речи дошкольников, мы обращаем внимание на то, что за последние годы резко возросло число детей, имеющих речевые нарушения.
Дети с отклонениями в речевом развитии с большим трудом овладевают правилами образования новых слов, что приводит к задержке пополнения словарного запаса ребенка. Самый простой вид словообразования – это образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов. При нормальном развитии речи он начинает усваиваться уже на втором году жизни. Однако старшие дошкольники, имеющие недоразвитие речи, при выполнении заданий на этот простейший вид словообразования допускают такие ошибки: куклочка или кукленок, вместо куколка, грибик вместо грибок и др.
Публикация «Дидактические игры по развитию словообразования у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2021
Большие затруднения испытывают дети при образовании относительных, притяжательных прилагательных: сумка из кожи – кожная, кожевая; голова лошади – лошная, лошадья или лошанная. Все ответы выходят за рамки «возрастных своеобразий» речи.
Очень характерно для детей с задержками речевого развития и то, что при выполнении заданий они очень долго думают, перебирают разные варианты, но в большинстве случаев так и не находят правильного ответа. Это лишний раз говорит об имеющихся у этих детей трудностях в подборе нужных слов, об отсутствии в их словаре многих из них.
Поэтому, уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию некоторые игры, изготовленные мною по развитию навыков словообразования.
Дидактическая игра
«Составь животных из частей и назови части тела животного»
Это игра на липучках, она представлена игровыми полями, на которых изображен фон леса и силуэт животного, дети должны составить тело животного и назвать все части тела, например, чей хвост? (лисий, заячий, медвежий, и т. д., чьи лапы, чья голова, чьи уши? и т. д.
Цель игры: закрепить употребление притяжательных прилагательных в самостоятельной речи.
Задачи игры:
закрепить знания по теме: «Дикие животные»;
создать условия для активизации словаря ребенка по данной теме;
закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные;
развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных;
развивать мелкую моторику;
развивать зрительное внимание, умение различать предметы по их силуэтному изображению.
Дидактическая игра: «Где живут продукты»
Цель: формировать умение образовывать существительные с суффиксами -ниц-, -онк- с опорой на игру: «Где живут продукты»
Задачи:
формировать у детей представление и знания о посуде, её назначении, закреплять названия предметов посуды; накапливать словарь по теме;
развивать мелкую моторику рук;
развивать память, зрительное внимание, мышление с опорой на дидактические игры;
развивать связную речь.
Дидактической игре «Где живут продукты» предшествует обучающая игра по дидактическим карточкам: например, куда кладут хлеб? Хлеб кладут в хлебницу. Куда кладут масло? Масло кладут в масленку. Куда кладут конфеты? конфеты кладут в конфетницу и т. д.
Оборудование: дидактическая игра с прищепками.
Дидактическая игра:
«Какое варенье?»
Цель: развитие навыков словообразования относительных прилагательных; расширение словарного запаса; слов обобщений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Продолжать закреплять знания детей различать ягоды и фрукты.
Продолжать знакомить детей с величиной и формой предметов.
Формировать навыки самостоятельной деятельности.
Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
Совершенствовать движения рук, произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей.
Дидактическая игра:
«Пирог какой?»
Цель: развитие навыков словообразования относительных прилагательных; расширение словарного запаса; слов обобщений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Продолжать закреплять знания детей различать ягоды и фрукты.
Продолжать знакомить детей с величиной и формой предметов.
Формировать навыки самостоятельной деятельности.
Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
Совершенствовать движения рук, произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей.
Дидактическая игра: «Сок какой?»
Цель: Формирование умения преобразовывать существительные в прилагательные и согласовывать их с существительным в роде, числе, падеже.
Задачи:
1. Активизировать прилагательные в речи детей.
2. Формировать представление об обобщающих понятиях «Фрукты», «Ягоды, «Овощи».
3. Упражнять в четком произношении окончаний прилагательных.
4. Обогащать и пополнять словарный запас детей.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТОК»
ЦЕЛЬ: развитие навыков словообразования относительных прилагательных; расширение словарного запаса; слов обобщений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
формировать представления детей о различных видах деревьев, их особенностях, пользе для человека;
развивать познавательный интерес детей, внимание, наблюдательность, умение описывать;
активизировать словарный запас детей;
воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.
Подобрать листочки к каждому дереву, назвать дерево и листочек
(Например, «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый»).
Дидактическая игра:
«Что из чего сделано»
Цель: развитие навыков словообразования относительных прилагательных; расширение словарного запаса; слов обобщений у детей дошкольного возраста.
Задачи:
познакомить дошкольников с основными физическими свойствами предметов;
учить выявлению и обобщению объектов по материалам, из которых они изготовлены;
развивать память, концентрацию внимания, логическое мышление;
Дидактическая игра:
«Что машина делала, сделала?»
Цель: формирование словообразования глаголов; дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.
Машина по дороге ехала, к горе подъехала, в гору въехала, дерево объехала, через мостик переехала, на кочку наехала, с горы съехала.