Елена Сергеевна Чуканова
Дидактические игры по развитию количественных представлений у детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по развитию количественных представлений у детей средней группы
Игра «Парочки»
Цель: формировать счетные умения. Развивать внимание.
Материал: карточки и жетоны.
Ход игры: детям раздают по 6 карточек с разным количеством предметов. Жетоны лежат картинкой вниз. Первый игрок берет жетон и сравнивает количество предметов на жетоне со своей карточкой. Если у ребенка совпало количество определенных предметов с жетоном, то он оставляет жетон себе, закрывает им карточку. При этом ребенок объясняет, почему он оставляет жетон себе. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свою карточку.
Игра «Половинка к половинке»
Цель: закреплять счетные умения, продолжать учить соотносить два множества по количеству предметов.
Ход игры: рассмотреть карточки, разрезанные на 2 части, посчитать количество предметов на них. Предложить детям соединить части карточки так, чтобы слева и справа было одинаковое количество предметов, объяснить свой выбор.
Игра «Угости белочек грибами»
Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Ход игры: Ребята, к нам в гости пришли белочки. Давайте угостим их грибками. Каждой белочке надо дать по грибочку. Белочек раскладывайте правой рукой слева направо, между ними оставляйте окошки. Всем белочкам хватило грибочков? Сколько белочек? Сколько грибочков? Что надо сделать, чтобы их стало поровну? Предлагаю уравнять двумя способами: путем добавления и убавления. Поровну ли белочек и грибочков? Как еще можно сказать? Белочкам очень понравилось с вами играть.
Игра «Морковки для зайчат»
Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Материал: Игрушечные зайчики, муляжи моркови.
Ход игры: Ребята, к нам в гости пришли зайчики. Давайте угостим их морковками. Каждому зайчику надо дать по морковке. Зайчиков раскладывайте правой рукой слева направо, между ними оставляйте окошки. Всем зайчикам хватило морковок? Сколько зайчиков? Сколько морковок? Что надо сделать, чтобы их стало поровну? По сколько зайчиков и морковок?
1. Дидактические игры на формирование временных представлений.
«Когда это бывает?»
Дидактическая задача: закрепление представления о частях суток, временах года. Развивать мышление, речь, внимание.
Содержание: (по типу лото) раздать детям большие карточки, а у себя оставить маленькие карточки. Открыв карточку воспитатель (ведущий) показывает ее играющим и спрашивает «Что это, когда это бывает, и т. д.», получив ответ, задает вопрос «Кому нужна эта карточка?» ребенок у которого это время года, часть суток, должен сказать мне и ответить почему.
Измененный вариант: детям раздается большая карта с изображением части суток, временах года, днях неделях; у ведущего (воспитателя) маленькие карточки на которых изображены: части суток, дни недели, времена года. Не показывая карточки детям ведущий спрашивать: «когда делаете зарядку?., в какое время года катаемся на санках? И т. д. Тот, у кого на большой карте изображена зима (утро) должен ответить. Если ответ правильный играющий получает маленькую карточку.
«Вчера, сегодня, завтра» .
Оборудование: По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.
Ход игры: Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.
Дидактическая игра «Найди место домика».
Цель игры: развитие у детей пространственных отношений
Задачи: закреплять и упражнять детей в умении ориентироваться на месте бумаги;
развивать внимание, зрительную память, речь.
Ход игры:
Ребёнку предлагается карточка с изображением 5 персонажей в домиках.
Воспитатель задаёт вопросы:
1) Чей домик находится в центре листа? (зайца).
2) Чей домик находится в правом верхнем углу листа? (ёжика).
3) Чей домик находится в левом нижнем углу листа? (волка).
4) Чей домик находится в правом нижнем листа? (лисы).
5)Чей домик находится в левом верхнем листа? (медведя).
После этого, даю ребёнку установку: «Запомни, где находится место каждого домика!» Потом карточку переворачиваю и даю ребёнку чистый лист бумаги и маленькие карточки с изображением домиков тех персонажей, которые были на большой карте. Ребёнок по памяти должен восстановить, где место каждого домика.
После того как ребёнок расположил, где что находится, переворачивается большая карта и сравнивается результат. Если есть ошибки, ребёнок их исправляет.
Воспитатель задаёт вопросы:
1) Где находится домик зайца? (В центре листа)
2) Где находится домик ёжика? (В правом верхнем углу листа)
3) Где находится домик волка? (В левом нижнем углу листа)
4) Где находится домик лисы? (В правом нижнем углу листа)
5) Где находится домик медведя? (В левом верхнем углу листа)
2. Формирование пространственных представлений у детей.
Игра «Холодно – Горячо; Право – Лево».
Цель: развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве.
Методика проведения: Взрослый прячет условный предмет, а затем с помощью команд типа «шаг направо, два шага вперед, три налево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Если ребенок хорошо владеет ориентировкой в пространстве со слов взрослого, можно использовать план-схему.