Елена Белоусова
Дидактические игры, направленные на развитие словаря детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Работа по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она осуществляется не только в непосредственно - образовательной деятельности, но и в режимных процессах.
Темочки:
- Дидактические игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сборник игр разработан с учетом психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста и направлен на развитие активного словаря.
УПРАЖНЕНИЕ «ПОВТОРИ И ОБЪЯСНИ»
Предложить детям повторить пары слов, объяснить их значение и сказать, чем они отличаются:
Блошка - брошка
Игла – игра
Ложки – рожки
Колобок – коробок
УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕМ ПОХОЖИ - НЕПОХОЖИ?»
Предложить детям рассмотреть пары картинок и ответить на вопросы
Чем похожи и отличаются?
(танк и трактор; велосипед и мотоцикл)
УПРАЖНЕНИЕ «ПРОДОЛЖИ РЯД»
Светит – солнышко, лампа …
Едет –
Тает –
УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ»
Что будет, если я встану ногами в лужу?
Что будет, если в воду упадёт мячик? (палка, котёнок, камень)
«ЗАКОНЧИ СЛОВО»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за).
ИГРА «СОСТАВЛЯЕМ СЛОВА ИЗ СЛОГОВ»
Цель : научить детей составлять слова из слогов.
Буду я сейчас водить
Буду я произносить
Только части слов сначала
Части нужно так составить,
Чтобы слово зазвучало.
(ды, са, вы, сли, ки, ру- сады, сливы, руки)
ИГРА «ЖИВЫЕ СЛОВА»
Цель: научить детей составлять предложения, определять кол — во слов предложении, составлять предложение в нужном порядке.
У доски 5 человек. Каждый из них обозначает определенное слово. Задача детей - составить предложение (т. е. расставить детей в нужном порядке)
На ветке сидит маленькая птица. (Можно изменить порядок слов.)
Маленькая птица сидит на ветке.
ЧТО ПРОИСХОДИТ В ПРИРОДЕ?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
Педагог: Дети: Солнце – что делает? Светит, греет.
Ручьи – что делают? Бегут, журчат.
Снег – что делает? Темнеет, тает.
Птицы – что делают? Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? Звенит, капает.
Медведь – что делает? Просыпается, вылезает из берлоги.
«КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
педагог: Дети:
Собака - стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка)
«ГОРЯЧИЙ – ХОЛОДНЫЙ»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.
педагог: Дети:
Горячий - холодный
Хороший - плохой
Умный - глупый
Весёлый - грустный
Острый - тупой
Гладкий - шероховатый
«КТО МОЖЕТ СОВЕРШАТЬ ЭТИ ДЕЙСТВИЯ?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.
педагог: - Дети:
Идёт человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
«ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
педагог: - Дети:
Рукавички из меха - меховые
Таз из меди - медный
Ваза из хрусталя - хрустальная
Рукавички из шерсти - шерстяные
«КТО КЕМ БЫЛ?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом. Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком. Шкаф – доской
Корова – телёнком. Велосипед – железом
Дуд – жёлудем. Рубашка – тканью
Рыба – икринкой. Ботинки – кожей
Яблоня – семечкой.
Дом – кирпичом.
Лягушка – головастиком. Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей. Взрослый – ребёнком
«ЧТО БЫВАЕТ ОСЕНЬЮ?»
Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т. д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.
«ЧЬЯ ГОЛОВА?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
Например :
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
«ОДИН – МНОГО»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.
Пример:
Стол – столы, стул – стулья
Гора – горы, лист – листья
Дом – дома, носок – носки
Глаз – глаза, кусок – куски
День – дни, прыжок – прыжки
Сон – сны, гусёнок – гусята
Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята