Лилия Лукьянова
Дидактические игры для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста «Знаки дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
Знаки дорожного движения
Дидактическая игра
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Дидактические игры для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста „Знаки дорожного движения“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дорожные знаки
- Дорожные знаки. Игры, дидактические пособия
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
В основе развития познавательных способностей лежит развитие познавательных процессов. Исследования показали, что наиболее значимый период для их развития – это дошкольный возраст. В этот период пробуждается целенаправленная активность для освоения познавательных приемов, которая позволяет обучать ребенка, ускоряет процесс развития и формирования познавательных способностей. Познавательная деятельность ребенка дошкольного возраста может развиваться в процессе освоения различных видов деятельности: прежде всего игровой. Специально организованные развивающие занятия с помощью дидактических игр оказывают существенное влияние на развитие познавательных процессов.
Важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что здесь закладывается вся система психологических функций, в центре которых лежат познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление.
ОПИСАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Дидактическая игра «Знаки дорожного движения» предназначена для детей старшего дошкольного возраста и может быть использована психологами, воспитателями и родителями для развития познавательной сферы ребенка.
С помощью данного методического и дидактического материала можно осуществлять развитие таких психических процессов как восприятие, память, внимание, мышление.
Дидактическую игру можно использовать как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе.
Дидактическое пособие состоит:
1. Методические рекомендации и описание различных игр на развитие познавательных способностей;
2. Карточки с изображением дорожных знаков (23 шт.): «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
3. Листы для игр «Подбери знак» (4 шт., «Путаница» (4шт.).
Цель:
1. Развивать психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление.
2. Закреплять знания о правилах дорожного движения.
3. Учить детей различать дорожные знаки, знать их назначение для пешехода, водителей автотранспорта и велосипедистов.
4. Продолжать знакомить с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
1. Игра «Подбери дорожный знак».
Цель: развитие наглядно-образного мышления.
Инструкция: предложите ребенку рисунки с изображением нескольких дорожных знаков. Ребенку надо найти такой знак из предложенных, которого нет на рисунке (приложение 1).
2. Игра «Лишний знак».
Цель: развитие умения решать логические задачи с использованием всех операций мышления.
Инструкция: предложите ребенку набор из трех-четырех картинок, одна из которых отличается по какому-либо признаку. Ребенку надо определить лишний дорожный знак и объяснить, почему этот знак лишний.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
1. Игра «Что увидел?»
Цель: развитие внимания, совершенствование такого свойства внимания, как объем.
Инструкция: разложите на столе 4-5 знаков дорожного движения («Дети», «Пешеходный переход», «Стоп», «Пункт первой медицинской помощи» или др., прикройте их салфеткой. Покажите ребенку эти знаки в течении 5 секунд, затем закройте их салфеткой и попросите ребенка назвать те дорожные знаки, которые он видел. Количество знаков можно увеличить до 9.
2. Игра «Путаница»
Цель: развитие внимания и такого свойства внимания, как устойчивость.
Инструкция: предложите ребенку рисунок (приложение 2) с перепутанными линиями и попросите его глазами проследить каждую линию по очереди и разложить соответствующие знаки (линия должна соединять одинаковые знаки).
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
1. Игра «Оживи дорожный знак»
Цель: развитие двигательной памяти.
Инструкция: покажите детям три дорожных знака и движения, которые необходимо выполнять при показе каждого знака.
Например: дорожный знак «Пешеходный переход» соответствует движению – ходьба на месте; знак «Автобусная остановка» - изображение водителя за рулем – руки вытянуты вперед и скручиваются вправо-влево; знак «Стоп» - все движения останавливаются. Показ знаков чередуется.
2. Игра «Запомни знак»
Цель: развитие активно-произвольной и зрительной памяти.
Инструкция: разложите на столе перед ребенком 10 дорожных знаков попросите внимательно рассмотреть их и запомнить. Через 1 минуту соберите картинки и попросите ребенка назвать знаки, которые он запомнил.
3. Игра «Запомни названия знаков»
Цель: развитие слуховой памяти.
Инструкция: предложите ребенку внимательно прослушать названия дорожных знаков и запомнить, затем повторить их. Например: «Велосипедная дорожка», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питании» или др.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
1. Игра «Собери дорожный знак»
Цель: развитие восприятия целостности предмета.
Инструкция: предложите ребенку картинку – дорожный знак, разрезанную на 5 частей и попросите как можно быстрей собрать дорожный знак, и назвать его.
2. Игра «Найди пару»
Цель: развитие зрительного восприятия.
Инструкция: разложите на полу знаки дорожного движения (1-ый набор, 2-ой набор раздается детям. Под музыку дети ходят вокруг картинок. Когда музыка останавливается, дети должны поднять такой же дорожный знак.