Наталия Василенко
Дидактические игры на развитие глагольной лексики у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Какой птички не стало».
Цель — учить узнавать и называть птиц, упражнять дошкольников в четком произношении зимующих птиц, развивать внимание, наблюдательность и логическое мышление.
Дидактический материал - фланелеграф, иллюстрации с изображением зимующих птиц.
Публикация «Дидактические игры на развитие глагольной лексики у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Ход игры:
На фланелеграфе 5-6 иллюстраций с изображением зимующих птиц. Воспитатель просит детей назвать всех птиц, посмотреть внимательно, как они расположены. Дети закрывают глаза, педагог незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?». Дети называют. Можно картинки менять местами, усложнить задание: «Какие птицы поменялись местами?».
«Собери птицу из частей».
Цель — систематизировать знания детей о зимующих птицах, собрать картинку по сигналу воспитателя и назвать.
Дидактический материал — иллюстрации зимующих птиц, конверт с разрезными картинками птиц.
Ход игры:
Детям предлагаются картинки, на которых изображены зимующие птицы. Дети рассматривают и называют их. Воспитатель дает каждому ребенку набор разрезных картинок и по сигналу дети собирают, потом сравнивают с образцом.
«Четвертый лишний».
Цель: дифференцировать зимующих, перелетных и домашних птиц по их основным признакам. Найти на картинке лишнюю птицу и назвать её.
Дидактический материал : карточки с изображением четырех птиц: 3 – зимующие птицы, 1-перелетная или домашняя.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на картинки и назвать нарисованных птиц, определить какая лишняя и почему. Дети называют и объясняют свой выбор. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.
«Кто как голос подает?»
Цель – закрепить знания детей о том, как подают голос птицы; ознакомление детей с образованием звукоподражательных глаголов (воробей чик – чирик чирикает, ворона кар –кар каркает)
Ход игры:
Воспитатель спрашивает, как кричат птицы:
Воробей – чик-чирик,- что делает? – чирикает
Ворона - кар – кар – что делает? – каркает
Сорока - ча-ча-ча - стрекочет.
Синица синь – синь-синь - щебечет.
Утка – кря-кря - крякает.
Гуси га-га-га - гогочут.
Петух ку-ка-ре-ку - кукарекает.
«Угадай ка»
Цель: закрепить виды питания птиц, расширять словарный запас, развивать память и мышление.
Дидактический материал : мяч
Ход игры:
Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку и спрашивает: Какая птичка это любит клевать?. Дети ловят мяч и отвечают. Например: сало – синичка, ягоды – снегирь, хлебные крошки и пшено – воробей; семечки – сорока.
«Кто лучше похвалит».
Цель: активизировать в речи прилагательные, обозначающие свойства и качества предметов, учить сравнивать разных птиц, выделяя противоположные признаки; отвечать на вопрос Что делает, активизировать в речи глаголы.
Дидактический материал : картинки птиц.
Ход игры:
Дети встают в круг, в центре лежат картинки, с изображением птиц (снегирь, синица, курица, воробей, ворона, петух). Педагог берет картинку, показывает её. Ребенок называет, кто нарисован, описывает (синица, у неё грудка красная). Воспитатель спрашивает, что птичка делает, ребенок отвечает : клюет, летает, прыгает, ходит, машет крыльями, чирикает, каркает… Можно передавать карточку по кругу. Чтобы новый ребенок говорил новую информацию.
«Кто назовет больше действий?».
Цель: активизировать в речи детей глаголы.
Ход игры:
Дети сидят на стульчиках по кругу, воспитатель тоже сидит с детьми. воспитатель задает вопросы:
-Что делает птичка? Что делает собака? - (лает, рычит, бегает, спит, сторожит, кусает).
Что делает дворник, Что делает самолет, машина, поезд?
Что можно делать с мячом, куклой, кубиками?
Дети называют как можно больше действий, глаголов. За каждый правильный ответ ребенку дается цветная карточка, у кого больше карточек, тот победил.
«Кто что умеет делать?».
Цель: развивать внимание, находчивость, речевую активность. Отвечать на вопрос взрослого. Активизировать в речи глаголы.
Дидактический материал : картинки животных и птиц.
Ход игры:
Детям показывают картинки животных и птиц. Нужно сказать, что они любят делать, как подают голос. Например: кошка – мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, ворона – каркает, клюет, летает, машет крыльями. Добиваться, чтобы дети как можно больше называли глаголов.
«Разложи картинки».
Цель: учить правильно называть изображенное на картинке. Обогащать речь детей глаголами.
Дидактический материал : сюжетные картинки, на которых изображены действия детей.
Ход игры:
Детям раздаются по две картинки, изображающие два последовательных действия (мальчик спит и делает зарядку, девочка обедает и моет посуду; мама стирает и вешает белье и т. п.) Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором четко должны быть видны начало и конец действия.
«Скажи по - другому».
Цель: уметь использовать в речи глаголы, расширять глагольную лексику.
Ход игры:
Воспитатель спрашивает детей : Скажи по- другому : часы идут – ходят. Мальчик идет – шагает, топает. Снег идет – падаем, летит, кружится. Поезд идет – едет, мчится. Весна идет – наступает.
Закончи предложения: мальчик пошел., девочка ушла., я пришел., Саша идет медленно, а Вова идет, можно сказать, что он не идет, а…