Нина Тимофеева
Дидактические игры на образование грамматических форм слов
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры на образование грамматических форм слов.
Имя существительное. Словоизменение
1. «Один – много» (Образование именительного падежа множественного числа.) Рука – руки; окно, колесо, гнездо, ведро, озеро, дерево, ведро, перо, лист, стул, крыло…
2. «Кто вышел?» (Единственное и множественное число, именительный падеж). Вышел …медведь; выбежали …мышки и др.
Публикация «Дидактические игры на образование грамматических форм слов» размещена в разделах
3. «Почтальон» (Винительный падеж, единственное и множественное число.) Что он приносит? – Письмо, телеграмму, газету, газеты; открытку, открытки.
4. «Что спрятали?» (Винительный падеж) Со стола убирают одну-две игрушки или картинки. – спрятали лимон, репку.
5. «Что покажу? (Винительный падеж) Вы показали цветы, лампу, дерево.
6. «Кто что любит?» (Именительный и винительный падежи) На столе картинки: корова, белка, медведь, трава, мёд, орехи. – корова возьмёт траву, медведь – мёд, белка – орехи.
7. «Что ты надеваешь?» (Винительный падеж.) – Я надеваю брюки, рубашку, свитер. (Можно рассказать об одежде, предназначенной для разного времени года: «Что ты надеваешь летом? Зимой? Весной? Осенью)
8. «Кому что?» (Дательный падеж.) Косточку – собаке, зерно – курице, овёс – лошадям.
9. «Что нужно кукле?» (Именительный и дательный падежи. Устраивается чаепитие: кукле Маше – конфета, Тане – печенье.
10. «Кому что принадлежит?» (Дательный падеж.) Ножницы – портнихе, кисть и краски – художнику, градусник – больному….
11. «У кого детёныши?» (Родительный падеж.) Утята – у утки…
12. «Кого нет?» Родительный падеж, единственное и множественное число. Телята – нет телят, поросёнок – нет поросёнка.
13. «Много – чего?» (Родительный падеж, множественное число). Яблоко – много яблок.
14. «Чем это делают?» (Творительный падеж) Пишут ручкой, рубят топором.
15. «Кто с кем?» (Именительный и творительный падежи.) Львица с львятами, корова с телятами…
16. «Кто чем питается?» (Творительный падеж.) Корова питается травой, курица – зерном…
17. «На чём?» (Предложный падеж.) Обезьяны живут на деревьях…
18. «В чём? На чём?» (Предложный падеж.) Определение места по демонстрации действия с предметом: платочек в руке, на столе…
19. «Небо, звезда, месяц» (Женский, мужской, средний род.) Разложить картинки на три стопки к вышеуказанным словам (рисункам, добавляя: моя, мой, моё.
20. «Синее пальто» (Несклоняемые слова.)
21. «Музыкант» (Несклоняемые слова.)
22. «Что обозначает?» (Многозначность слова.) Шляпка: головной убор, у гриба, у гвоздя. (Коса, ручка, ножка)
Имя существительное. Словообразование
1. «Назови ласково» Кот – котик…
2. «Назови большой предмет». Усы – усищи…
3. «Придумай кличку». Рыжая корова – Рыжуха, лохмата собака – Лохматка.
4. «Закончи слово» (Образование однокоренных слов по назначению.) Сахар в сахар…нице, суп в суп…нице.
5. «Кто это делает?» (Образование однокоренных слов по роду деятельности детей). Учит учитель, дома строит строители…
6. «Раздели слово на два» (Сложные – двухкоренные слова.) Что делает ледокол? – Лёд колет. Самолёт? Вездеход?
Имя прилагательное. Словооизменение
1. «Определи цвет» (Согласование с существительным в роде, числе и падеже.) Помидор – красный, огурцы – зелёные, тыква – жёлтая, платье – синее.
2. «Определи размер» Обучающий показывает детям три картинки, на которых нарисованы куклы разного размера и в платьях разного цвета. Надо расставить их по порядку. Большая кукла – в красном платье, средняя кукла – в синем платье, маленькая - … (Можно работать с кубиками, машинками и другими предметами.)
3. «Назови правильно». Обучающий называет картинки – все одинакового цвета, а дети – цвет: платье – синее, флажок – красный, трава – зелёная, лист - …
4. «Кто и какой?» Это волк, он злой. Это лиса. Она …
5. «Что это и какое оно?» Это яблоко – круглое, красное, вкусное. Это окно - …
6. «Отбери, не ошибись». Ребёнок раскладывает картинки на четыре стопки, называя рисунок его и его цвет: голубой флажок, красный шар, белый конверт, синий пояс; синяя беседка, красная грелка, белая бумага, голубая тетрадь; синее одеяло, красное платье, белое облако, голубое небо.
7. «Полный ответ». Работая по сюжетной картине, дети дают полные ответы, используют прилагательные в сочетании с существительными в разных падежах. На письменном столе лежат книги…
8. «Уточним». (Работа с синонимами) После прочтения рассказа обучающий спрашивает, как ещё можно назвать смелого мальчика? Отважный, храбрый, бесстрашный.
Имя прилагательное. Словообразование
1. «Назови ласково». Белый – беленький, хороший – хорошенький.
2. «Какой материал?». Змей сделан из бумаги – бумажный, стакан из стекла - …
3. «Чья часть?» У лисы хвост – (чей) лисий хвост (какой) пушистый, большой, рыжий.
4. «Какой?» (Образование причастий по образцу.) Мальчик играет – играющий мальчик; листья шуршат – шуршащие листья.
5. «Сравни». (Образование сравнительной степени прилагательных.) Торт вкусный,но бывает ещё вкуснее; высокий – выше…
Глагол
1. «Выбери правильно». Среди нескольких сказанных предложений ребёнок отмечает одно с заданным словом. Ребёнок катается; Ребёнок купается; Ребёнок качается…
2. «Кто что делает?» (Настоящее время, множественное число.) Врачи – лечат людей, машинисты – водят поезда, портнихи -…
3. «Нужные инструменты». (Настоящее время) Иголка- иголкой шьют. Утюг – утюгом …
4. «Измени слово». (Настоящее время, единственное и множественное число.) Рисовать – рисует или рисуют? (зависит от картинки).
5. «Я и мы». (Настоящее время, первое лицо, единственное и множественное число). Писать – пишу, пишем. Бежать, носить…
6. «Добавь правильно». (Изменение глагола настоящего времени по лицам и числам. Я, ты, он, она, мы, вы, они.) Сидеть – я сижу, ты сидишь, он сидит, мы сидим, вы сидите, они сидят.
7. «Что делает?» (Подбор глаголов в настоящем времени) Что делает ветер? – сильно дует, поднимает пыль, срывает листья с деревьев… Травка – растёт, зеленеет…
8. «Что видел?» (Прошедшее время, по демонстрируемым действиям). Коля подошёл к столу…
9. «Как появились гости?» (Прошедшее время, согласование с существительным.) К нам в гости дедушка пришёл. Кузнечик припрыгал…
10. «Вчера, сейчас». (Прошедшее и настоящее время.) Вчера я ходила в парк. Сейчас я играю с куклой…
11. «Что делает – сделал?» (Совершенный и несовершенный вид.) Саша ловит Толю. Саша поймал Толю.
12. «Сегодня – завтра». (Настоящее или прошедшее время – будущее время.) Читал – буду читать, попрыгала – попрыгаю…
13. «Добавь слово». (Прошедшее время, согласование в роде, числе.) Ручка лежала, карандаш –лежал, …
14. «Прикажи». (Повелительное наклонение.) Сидеть – сядь, стоять – встань, …
15. «Прикажи и объясни». (Повелительное наклонение и настоящее время) Бежать – беги, он бежит.
16. «Подбери слово и прикажи». (Повелительное наклонение) Топор – руби, пила – пили, …
17. «Прикажи наоборот». Иди – стой, возьми – положи, …
18. «Приказ одному, приказ всем!» (Единственное и множественное число, повелительное наклонение.) Говорить – говори, говорите!
19. «Кто что хочет?» (Формы глагола хотеть. Я хочу учиться, ты хочешь учиться, он…. (мы, вы, они).
20. «Что надо делать?» (Неопределённая форма глагола.) Играет – надо играть, гуляет – надо …
Наречие
1. «Кто это делает?» (Обозначение временных признаков действия.) Просыпается – утром, играем –днём, ужинаем -.
2. «Когда это бывает?» Листья опадают – осенью, загораем - …
3. «Вчера, сегодня, завтра». Пишет – сегодня, написал – вчера, напишет – завтра. Вязать, шить, помогать….
4. «Сравни как?» (Обозначение образа действия)Как летают самолёт и птица? – Высоко, низко; быстро, медленно. Кто выше? Ниже? Птица и насекомое. Лошадь и ослик и др.
5. «Скажи наоборот». Холодно – жарко, хорошо - …
6. «Измени слово». Какой предмет? Как? Карандаш хороший, он пишет … хорошо.
7. «Где «сосед?» (Обозначение пространственных признаков действия.) Впереди, сзади, справа, слева.
8. «Куда движется?» (Цель та же, с указанием направления.) Пошёл вперёд, повернул направо…
9. «Слушай и выполняй». Руки вверх, в стороны, вниз, вверх…
10. «Поставь на место». (Определение места действия.) Впереди, сзади, слева,справа, далеко, близко, высоко, низко…
11. «Найди флажок». (Определение места с указанием направления.) Прячется предмет, ребёнок его ищет, выполняя команды: иди вперёд, поверни направо, под третьей книгой найдёшь то, что ищешь.
12. «Что возьмёшь?». Прямо пойдёшь – мяч найдёшь, налево – куклу, направо. назад…. Возьми куклу.
13. «Сравни и объясни». (Сравнительная степень наречий.) Дети прыгают через скакалку. Кто прыгает выше? Кто бегает быстрее? Громче – тише, лучше – хуже, чище – грязнее, дальше – ближе, шире –уже, теплее – холоднее.