Кузнецова Анна
Дидактические игры для формирования представлений о частях суток
▼ Скачать + Заказать документы
II. Дидактические игры на формирование представлений о частях суток :
1.«Когда это бывает?»
Цель: закрепление названий частей суток, их последовательности.
Материал: тематический набор картинок (части суток).
Варианты заданий:
1. Детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день-ночь, утро-вечер). Педагог задает вопросы:
Что нарисовано на картинке?
Публикация «Дидактические игры для формирования представлений о частях суток» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2022
Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка: «Когда это бывает, днём или ночью?»)
Почему вы так думаете? Как вы узнали, что наступила ночь (день?
Что вы делаете ночью (днём?
Какое сейчас время суток?
2. Предъявляются картинки, на которых изображены смежные части суток (утро-день, вечер-ночь). Педагог задает вопросы:
Что нарисовано на картинке?
Когда это бывает? Что вы делаете утром? А днём?
Как вы узнали, что утро (вечер) кончилось, а наступил день (ночь?
Какое время суток вам больше нравится? Почему?
3. Педагог просит детей выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).
4. Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…» Когда дети уже усвоили порядок частей суток, можно внести элемент шутки – назвать последовательность частей суток с ошибками, а дети должны исправить ошибку.
2.«Сутки»
Цель: уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.
Материал. 4 картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера.
Ход игры : Ребенок вместе с педагогом рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз. Педагог начинает рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро). Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с иллюстрацией ночи. Далее рассказ продолжается: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху. Затем педагог говорит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?» После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие картинки. После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?» Если ребенок не может ответить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.
3. «Делай и не говори?»
Цель: закрепление названий частей суток – утро, день, вечер, ночь. Ход игры : Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром (чистят зубы, делают зарядку, просыпаются, потягиваются). Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего – угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток (утро, день, вечер, ночь).
В последствии, роль ведущего переходит к ребенку, каждый раз дети меняются.
4. «Что ты сейчас делаешь?»
Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.
Материал: карточки с изображением действий в определенное время (части суток)
Ход игры : Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, н-р: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п.
Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.
5. «Лови бросай»
Цель игры : закрепление представлений детей о последовательности частей суток.
Материал: мяч
Ход игры : Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаё т вопрос:
- Утро. А за ним? (Поймавший отвечает на него – день, и бросает мяч воспитателю.
- День. А за ним? (Поймавший отвечает на него – вечер, и бросает мяч воспитателю
- Вечер. А за ним? (Поймавший отвечает на него – ночь, и бросает мяч воспитателю
- Ночь. А за ней? (Поймавший отвечает на ней – утро, и бросает мяч воспитателю
6. «Когда это бывает»
Цель: закрепление представление о временах суток.
Материал: мяч
Ход игры : Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает ребенку мяч и задаё т вопрос:
- Когда мы чистим зубы?
- Когда мы завтракаем?
- Когда дети просыпаются?
- Когда мы обедаем?
- Когда дети играют?
- Когда мы гуляем?
- Когда мы ужинаем?
- Когда мы ложимся спать?
- Когда мы спим? И т. д.
7. «Назови все части суток»
Цель: развитие умения различать и называть части суток.
Материал: картинки с изображением определённого временного отрезка
Ход игры : У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер и почему они так думают ( задает наводящие вопросы: что мы делаем? Когда это бывает). Затем просит показать картинку, на которой изображено утро, также спрашивает у ребенка обоснование ответа. После того, как ребенок ответил, го ответ могут дополнить другие дети.
8. «Назови пропущенное слово»
Цель: обучение ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый отрезок времени.
Ход игры : Дети образуют полукруг. Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч, задаё т вопрос:
- Мы завтракаем…., ужинаем …., а обедаем…
- Сегодня у нас было рисование, а вчера…
- Сегодня у нас математика, а завтра….
- Мы просыпаемся …., а спим….
- Мы делаем зарядку, а играем…
- Солнце встаёт, а садится…
- Солнце светит, а звёзды …
Эту игру можно провести и на свежем воздухе.
9. «Разложи по порядку»
Цель: закрепление умений ориентироваться во времени, называть части суток.
Материалы: картинки с изображением определенного временного отрезка.
Ход игры : На столе разложены картинки с изображением определенного временного отрезка. Дети подходят к столу и с закрытыми глазами бе6ерут себе картинку. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и построиться по порядку, начиная с утра. Дети строятся по порядку, а затем рассказывают, в какой временной отрезок что происходит (утро, вечер, день, ночь). Другая подгруппа детей проверяет, дополняет своими ответами. Затем дети меняются местами.
10. «Путешествие в утро, день, вечер, ночь».
Цель: закрепление названий частей суток – утро, день, вечер, ночь.
Материал: кукла Незнайки, картинки с изображением частей суток.
Ход игры : Дети отправляются в путешествие по частям суток. Попадая в одну из частей суток, дети рассказывают и показывают, что люди (звери, птицы) делают в данное время суток. Можно создать игровую ситуацию. Например, Незнайка заблудился в частях суток. Дети помогают ему выбраться.