Диана Куваева
Дидактические игры как средство сенсорного развития детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель 2-й категории Рубцова Л. А.
МБДОУ детский сад № 578
г. Екатеринбург, Свердловская область.
Под сенсорным развитием ребенка понимают развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорные способности дают возможность улавливать и передавать тончайшие нюансы внешних свойств, предметов и явлений.
Публикация «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей 3–5 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
В связи с появлением данного термина, в педагогике возникло встречное понятие «сенсорное воспитание», которое рассматривается как неотъемлемая часть умственного и физического воспитания ребенка, направленное на развитие ощущений и восприятий ребенка.
Сенсорное воспитание в детском саду осуществляется в повседневной жизни и во время специально организованной деятельности. Современные программно-методические руководства уделяют значительное внимание проблеме сенсорного воспитания.
Для детей раннего возраста предусмотрены специально организованные занятия по сенсорному воспитанию. Первоначально эта работа предполагает накопление сенсорных представлений и предусматривает создание окружающей ребенка среды (речевые и неречевые звуки, разнообразные и в достаточном количестве зрительные впечатления) и специальные занятия по сенсорному воспитанию. В дальнейшем проводят занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решетки, цветные палочки, дидактические столики, втулки и пр.).
Дошкольника следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств – шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.
Дальнейшее сенсорное развитие осуществляется в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию, в процессе повседневной жизни.
Как уже отмечалось выше, в младшем дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий у детей происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах у ребенка легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания (запоминание, мышление, воображение) строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка. Для детей 3-4 лет такой наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания являются формирование сенсорных процессов ребенка в системе продуктивной деятельности на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.
Основная задача сенсорного воспитания детей дошкольного возраста – формирование у детей умений воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слова, труда в природе и т. д. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца, его строения. Ребенок выясняет взаимоотношения частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.
Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков и зрительное восприятие начертания букв.
Ребенок в своем познании сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер.
Сенсорное воспитание наиболее успешно осуществляется в условиях обучения. Его успех обусловливается содержательной деятельностью детей и обучающим воздействием взрослого.
Основные проблемные зоны в сенсорном развитии детей 3-5 лет сосредоточены на форму, цвет, величину и т. п. И в этом плане огромную помощь педагогу оказывают дидактические игры. Они позволяют учесть потребности ребенка, ведь игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, а также реализовать творческий потенциал педагога. Нами разработаны дидактические игры.
Игра «Цветная вода»
Цель: Знакомить детей с палитрой цветов.
Материалы: Акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.
Ход игры
1. В ряд расставьте на столе стаканы и наполовину наполните их водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите ее в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание детей. Таким же образом разведите остальные краски.
2. Раздайте детям краски, кисточки и стаканы с водой (сначала по одному стакану). Пусть дети выберут понравившиеся краски и разведут их воде. Если им захочется продолжить игру, можно поменять воду и предложить развести другую краску.
Ход следующих занятий можно усложнить: дать малышам по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать две-три краски в одном стакане с целью получения нового цвета, делать растворы разной концентрации, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.
Игра «Разложи фигуры по местам»
Цель:Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами и называть их.
Материалы:Доски Сегена с тремя (круг, квадрат, треугольник) и пятью формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Ход игры
1. Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)».
2. Предложите детям разложить фигурки «по кроваткам» : «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки». Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них.
3. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры : «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают».
4. Еще раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения.
Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.
Игра «Лоскутки»
Цель: развитие тактильных ощущений, осязаемыми свойствами предметов и их словесным выражением.
Материалы: лоскутки различных по фактуре тканей: бархат, сатин, шелк, ситец, самотканное полотно, латекс, лайкра, мех и др.
1. Воспитатель предлагает детям потрогать каждый из тканевых кусочков, произнося соответствующее название и добавляя несколько определений качества, как «грубый», «тонкий», «мягкий», «шершавый», «гладкий» и др.
2. Затем ребенок садится за один из столиков, ему завязывают глаза идают ткани одну за другой. Он их трогает, поглаживает, мнет между пальцами и говорит: "Это бархат"; "Это тонкое полотно"; "Это грубое сукно" и т. п.
Для сенсорного развития в наших группах создана предметно развивающая среда. У нас есть дидактический стол по сенсорике, в котором: пирамидки разных размеров, лабиринты, пазлы разные картинки 2 частей и из 4 частей и др. игры. Есть уголок ряженья, где висят юбки, косынки, жилеты, фартуки разных цветов. При смене одежды у детей закрепляются представления цвете (одела юбку синюю, косынку желтую и т. д.).
Для того, чтобы ребенок лучше усваивал материал, который дается ему в детском саду,была необходима помощь родителей. В связи с этим разработан ряд консультаций «Сенсорное развитие детей раннего возраста», «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»; родительские собрания «Что такое сенсорное развитие?», «Сенсорное воспитание для детей младшего дошкольного возврата в ДОУ». Так же родители воспитанников оказывали свою помощь в оформлении зоны ряженья в группе: приносили материал созданный своими руками – юбки, косынки сшитые своими руками и др.