МААМ-картинки

Дидактические игры как средство развития речи

Прохорова Надежда Михайловна
Дидактические игры как средство развития речи

«Дидактических игры – как средство развития речи дошкольников».

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Одной из главных задач, которую решают в ДОУ, является развитие речи.

Актуальность изучения проблемы развития речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде.

Публикация «Дидактические игры как средство развития речи» размещена в разделах

При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много интересного, может выразить свои мысли, желания и требования.

Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Изучая методическую литературу, опыты известных педагогов по данной проблеме и наблюдая за речью в игре, я пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее.

Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности детей. Уже с самого маленького возраста детям доступны дидактические игры.

Дидактические игры способствуют развитию всех сторон личности ребенка. Психолог А. В. Запорожец справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактические игры по развитию речи успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей:

*Обеспечивает количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;

*Помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;

*Позволяют освоить обобщающие значения слов;

*Улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием;

*По мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять понятийное содержание слов;

*Некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;

*Стимулируют работу воображения, активизируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной и игровой форме;

*Развивает логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;

*Способствует не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова и повседневное общение.

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, которые характеризуют игру как форму обучения и деятельность одновременно.

Один из элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучавшего воспитательного воздействия.

Следующий элемент – это игровые правила, их основная цель – организовать действия, поведение детей, правила могут запрещать, разрешать, предписывать детям что –то, делать игру занимательной, напряженной.

Еще один элемент игры – это игровые действия, они контролируют выполнение и правил.

Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты дидактическая задача, правила, игровые действия.

Огромное значение в руководстве играми имеет слово педагога. Обращение к детям, объяснения, короткие рассказы, пояснения, вопросы к детям – все это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию включенных в игру задач, обеспечивает контакт детей между собой и взрослыми.

В каждой возрастной группе должны быть разнообразные игры. Необходимость подбора игр не означает, что надо иметь их в большом количестве.

Обилие дидактических игр рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.

При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи.

Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

Дошкольники часто играют самостоятельно, развивая свою речь посредством игры. В эти моменты им лучше не мешать, чтобы интерес к игре не пропал.

Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.

И в заключении важно отметить, что важным преимуществом дидактических игр является то, что они позволяют своевременно выявить и скорректировать нарушения в речевом развитии и являются одним из лучших методов развития речи детей.

Автор: Прохорова Н. М.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речиДидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речи Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях умение логически мыслить и делать.

Дидактические игры для обучения грамоте и развития речиДидактические игры для обучения грамоте и развития речи Хочу поделиться с вами некоторыми дидактическими играми для обучения грамоте и развития речи: а) Игра "Волшебные часы" (Цель: учить детей.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Дидактические игры и задания для развития речиДидактические игры и задания для развития речи Дидактические игры и задания для развития речи. Одной из главных задач стоящих перед воспитателем научить ребенка правильно и четко произносить.

Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы»Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы» Давным-давно известно, что "Ум находится на кончиках пальцев" (В. А. Сухомлинский). Также много сказано, о зависимости уровня развития речи.

Проект во второй младшей группе «Дидактические игры как средство развития речи» МБДОУ ДС «Звездочка» Интегративно – коммуникационный проект Во 2 младшей группе Проект: «Дидактические игры как средство развития речи».

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Синквейн как средство для развития речи. Часть 1.Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Синквейн как средство для развития речи. Часть 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Многие педагоги используют в своей работе дидактический.

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры как средство развития речи
Опубликовано: 1 ноября 2020 в 22:25
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры как средство развития речи» (включая файлы) размещена пользователем Прохорова Надежда Михайловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД