Прохорова Надежда Михайловна
Дидактические игры как средство развития речи
«Дидактических игры – как средство развития речи дошкольников».
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Одной из главных задач, которую решают в ДОУ, является развитие речи.
Актуальность изучения проблемы развития речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде.
Публикация «Дидактические игры как средство развития речи» размещена в разделах
При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много интересного, может выразить свои мысли, желания и требования.
Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Изучая методическую литературу, опыты известных педагогов по данной проблеме и наблюдая за речью в игре, я пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее.
Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности детей. Уже с самого маленького возраста детям доступны дидактические игры.
Дидактические игры способствуют развитию всех сторон личности ребенка. Психолог А. В. Запорожец справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».
Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактические игры по развитию речи успешно решают следующие задачи в дошкольном воспитании детей:
*Обеспечивает количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
*Помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами;
*Позволяют освоить обобщающие значения слов;
*Улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием;
*По мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять понятийное содержание слов;
*Некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
*Стимулируют работу воображения, активизируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной и игровой форме;
*Развивает логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач;
*Способствует не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова и повседневное общение.
Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, которые характеризуют игру как форму обучения и деятельность одновременно.
Один из элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучавшего воспитательного воздействия.
Следующий элемент – это игровые правила, их основная цель – организовать действия, поведение детей, правила могут запрещать, разрешать, предписывать детям что –то, делать игру занимательной, напряженной.
Еще один элемент игры – это игровые действия, они контролируют выполнение и правил.
Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты дидактическая задача, правила, игровые действия.
Огромное значение в руководстве играми имеет слово педагога. Обращение к детям, объяснения, короткие рассказы, пояснения, вопросы к детям – все это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию включенных в игру задач, обеспечивает контакт детей между собой и взрослыми.
В каждой возрастной группе должны быть разнообразные игры. Необходимость подбора игр не означает, что надо иметь их в большом количестве.
Обилие дидактических игр рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.
При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи.
Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.
Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.
Дошкольники часто играют самостоятельно, развивая свою речь посредством игры. В эти моменты им лучше не мешать, чтобы интерес к игре не пропал.
Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.
И в заключении важно отметить, что важным преимуществом дидактических игр является то, что они позволяют своевременно выявить и скорректировать нарушения в речевом развитии и являются одним из лучших методов развития речи детей.
Автор: Прохорова Н. М.