Елена Хлебникова
Дидактические игры как средство развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры, как средство развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста (автор Хлебникова Е. В)
Публикация «Дидактические игры как средство развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры на развитие внимания
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Проблема развития произвольности внимания у дошкольников в наше время как никогда становится всё более актуальной. В настоящее время в мире происходят большие изменения. Всё разнообразнее и сложнее выглядит наша жизнь в эпоху научно – технического прогресса. Развитие и появление новых технологий, рост темпа жизни, увеличение количества контактов приводят к увеличению объема необходимых современному человеку знаний. Все это оказывает влияние и на развитие детей, активных участников нашей жизни, и выдвигает новые требования к задачам образования и воспитания подрастающего поколения.
Внимание — это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.
Произвольное внимание, это внимание, направленное на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели.
Внимание в значительной степени зависит от уровня развития основных процессов высшей нервной деятельности. Эти процессы меняются с возрастом, а, следовательно, и внимание претерпевает изменения.
В старшем дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем внимания : дошкольник уже может удерживать внимание на 2-5 предметах.
У старших дошкольников возрастает уровень внимания в связи с автоматизацией многих действий ребёнка. Но при этом у детей старшего дошкольного возраста еще слабо развито произвольность внимания. Это связано с отсутствием опыта в каком – либо виде деятельности.
Проанализировав особенности развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать выводы:
1. Внимание является одним из важнейших показателей при оценке психического развития ребёнка. В старшем дошкольном возрасте внимание имеет ряд особенностей, значение и учет которых важны как с точки зрения психодиагностики готовности ребёнка к обучению в школе, так и для организации оптимальных условий дальнейшего развития ребенка.
2. Качественно высокий уровень развития внимания в старшем дошкольном возрасте заключается в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определённые предметы, явления, удерживаться на них, т. е. возникает произвольное внимание.
3. Особая роль в формировании произвольного внимания отводится волевой сфере личности ребёнка. Управляемое целенаправленное поведение, каким является волевое, характеризуется, прежде всего, неуклонным следованием к цели не смотря на трудности на пути её достижения.
4. Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребёнка в новые виды деятельности и при помощи определённых средств направляют и организуют внимание. Руководя вниманием ребёнка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.
5. Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте :
- значительно возрастает его концентрация, объем;
- внимание неустойчиво;
- слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение;
- складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
6. Развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста тесно связано :
1) с развитием речи;
2) с пониманием значения предстоящей деятельности;
3) осознанием её цели;
4) с освоением норм и правил поведения;
5) со становлением волевого действия;
6) со способностью сосредоточиться на действиях, которые имеют для них интеллектуальное значение.
Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной деятельности. Значение дидактических игр для развития произвольного внимания велико, так как они вызывают интерес у детей, который и сосредотачивает их внимание.