Намжилова Эржэна
Дидактические игры как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский
Моторика - сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение руки и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба).
Публикация «Дидактические игры как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Мелкая моторика – волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем. И о том, что её развитие стоит начинать как можно раньше, слышали многие.
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина). Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Лучшими зарубежными и отечественными специалистами разработаны пальчиковые игры, благодаря которым развиваются речевые центры, теперь ребенку легче концентрировать внимание, сосредотачиваться. Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания.
В своей практике в работе с детьми младшего дошкольного возраста я применяю тактильные дидактические игры на развитие моторики рук, где в процессе игры происходит развитие мыслительных операций (слуховая и зрительная память, внимание, речь).
ПЕРЕЧЕНЬ ИГР ПРИМЕНЯЕМЫХ В ОД.
Игра тетрис (из бросового материала - коробка из-под яиц). Цель: способствовать развитию наглядно-образного мышления. Тренировать мелкую моторику, воображение, память, научит логически мыслить. Кроме этого в процессе игры выработается усидчивость, умение концентрировать внимание, разовьётся координация движений.
Игра с пуговицами: «Сделай змейку», «Найти фигуры (круг, квадрат, треугольник)». Цель: знакомить детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал); выполнять действия с ними; продолжать учить одевать фигуры на пуговицы, используя трафарет; соотносить предметы по форме и размеру; развивать мелкую моторику рук. Игры со шнурками «Шнуровка» Задачи: учить детей продевать тесьму в отверстие по подражанию действиям взрослого; продолжать развивать движения мелких мышечных групп руки, целенаправленность действий; создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания; формировать зрительно-двигательную координацию и чувство восприятия пространства; Игра «Бизи борд» Цель: способствовать развитию мелкой моторики, координации движения, внимания, фантазии, усидчивости, творческого и логического мышления, самостоятельности; помогать в освоении бытовой деятельности; способствовать формированию умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек, молний, щеколд. Игра с крупами: манка, горох. Цель: развивается тактильно-двигательная чувствительность, координированные движения кистей и пальцев рук, развивается речевое развитие, взаимоотношения между сверстниками.
1. Перекладывать крупу из миски в миску с помощью ложки.
2. Пересыпать крупу из миски в миску с помощью небольшой кружки.
3. Пересыпать крупу в бутылку с помощью воронки.
4. Сгребать крупу маленьким игрушечным экскаватором.
5. Перекладывать крупу с помощью пинцета.
6. Бросать крупинки в небольшое отверстие, например, в горлышко бутылки или в отверстие в коробке, баночке. 7. Искать руками в крупе клад — мелкие игрушки.
ВЫВОД. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Дети с удовольствием играют в игры из бросового материала, это их сближает. Развиваются дружеские взаимоотношения со сверстниками. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе. Крайне важно, чтобы пальчиковая гимнастика для детей проходила в игровой атмосфере радостного общения, ведь если малыш будет воспринимать гимнастику как рутинные обязательные занятия, он очень быстро потеряет интерес и пробудить его вновь будет сложно.
Разработала статью воспитатель: Намжилова Э. В
МАДОУ «Могойтуйский детский сад «Колокольчик»