Елена Домарева
Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать
Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине.
(В. А. Сухомлинский.)
Публикация «Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из основных направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. В этой связи проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших.
Воспитывая будущее поколение, мы должны не забывать, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель- создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны. Многовековая история человечества свидетельствует, что цивилизация выдержала самые суровые испытания, пока были живы традиции, и не оскудела историческая память. Современная жизнь доказывает необходимость возвращения к приоритетам любви к своему отечеству. И этот процесс необходимо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви и уважения к своей Родине.
Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.
Ведущая идея работы – создание педагогических условий для патриотического воспитания дошкольников посредством включения краеведческого материала в образовательную деятельность; формирование нравственных правил и норм поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, позитивное восприятие национальных различий, языка, традиций.
Новизна заключается в создании организационно-педагогических условий патриотического воспитания дошкольного возраста при использовании краеведческого материала через цикл дидактических игр.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Задачами нравственно – патриотического воспитания дошкольников являются :
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
формирование элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют наши дети». Именно педагог должен правильно организовать игры, которые не только были бы интересны, но и приносили бы максимальную пользу всестороннему развитию и воспитанию дошкольников. Особое внимание при проведении игр следует обратить на создание атмосферы увлечённости, посильности дидактической задачи.
Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей.
ИГРЫ С МАТРЕШКАМИ
Д/и «Восстанови порядок»
Цель: закреплять знания детей о народной игрушке - матрешке и умение выделять фигурки по величине.
Д/и «Найди пару»
Цель: формировать умения находить пару по определенным признакам
Д/и «Составь матрешку»
Цель: формировать умения составлять целое из частей
Д/и «Найди тень»
Цель: формировать умение находить тень для символа России
Д/и «Узнай символ»
Цель: формировать умения детей находить и называть символы России (матрешка, березка, герб, балалайка, медведь и т. п.)
ГЕРБ И ФЛАГ
Д/и «Найди флаг»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны
Д/и «Составь флаг»
Цель: формировать умения детей отличать флаг своей страны от флагов других стран, рассказать детям о флаге, как об одном из главных и отличительных символов страны, развивать интерес к истории своей страны.
Д/и «Составь картинку»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, (города, области, закрепить основные цвета флагов.
ГЕРБ
Д/и «Найди герб»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, области) закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает
Д/и «Составь картинку»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, области) закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает
Д/и «Герб России»
Цель: закрепить представление детей о гербе России; уметь выделять герб из других знаков. Детям предлагается рассмотреть герб России и отметить отличительные особенности от других гербов. Дети по контурному шаблону собирают из мозаики герб России.
Д/и «Флаг и герб»
Цель: способствовать умению соединять герб и флаг страны, города, области
Д/и «Флаг, герб, костюм»
Цель: формировать умение подбирать флаг, герб и костюм страны
Д/и «Подбери семейку»
Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора флага, герба, костюма, президента
Д/и «Народы России»
Цель: формировать умения находить и называть народы России
Д/и «Главные люди страны»
Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми города, области, страны
Д/и «Флаги и народы»
Цель: расширять представление детей о странах Земли и их флагах, прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями
Д/и «Дерево-символ России»
Цель: способствовать умению детей выбирать из деревьев символ России
Д/и «Игрушка-символ России»
Цель: способствовать умению детей находить из игрушек символ России
Д/и «Одень куклу»
Цель: знакомить детей с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине
Д/и «Олимпийские игры»
Цель: закреплять знания о флагах стран и о разнообразии видов спорта
КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ
Д/и Составь узор»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, закрепить умения детей узнавать и называть ту или иную роспись, называть элемент росписей, прививать интерес к русским традициям
Д/и «Укрась пирог к празднику»
Цель: расширять знания о праздниках России, развивать творчество, фантазию
Д/и «Укрась яйцо»
Цель: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
Д/и «Назови праздник»
Цель: закреплять знания детей о праздниках России
Д/и «Я имею право»
Цель: расширить область правовых знаний детей
Список используемой литературы:
1. Андреева Н. Ф. «Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Управление ДОУ. - №1. – 2005.
2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // «Управление ДОУ». – .№ 7 - 2010.
3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста : // «Управление ДОУ». – №8–2006.
4. Наследие. И быль и сказка: пособие по нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиций отечественной культуры. / Е. В. Соловьёва, Л. И. Царапенко – М. : Обруч.
5. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ. / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2005.
.