Алена Вячеславовна Коноплева
Дидактические игры и упражнения как способ развития памяти детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры и упражнения как способ развития памяти детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры и упражнения, как способ развития памяти детей старшего дошкольного возраста. [/b]
Публикация «Дидактические игры и упражнения как способ развития памяти детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Память — это способность человека запечатлевать в головном мозгу, сохранять и воспроизводить то, что он ранее воспринимал, переживал, делал, думал. Благодаря памяти люди могут сохранять и использовать накопленный ими опыт, знания, передавать их следующим поколениям.
Что такое память
Это отражение прошлого опыта. Она основана на трех процессах - запоминании, сохранении и воспроизведении.
Запоминание - способность сохранить в памяти изученный материал, готовность в любое время воспроизвести его, применять для решения учебных и практических задач.
Поступающая информация сохраняется в нашей памяти в виде памятного следа - энграммы. Сформировавшаяся энграмма очень устойчива и может сохраняться в течение всей человеческой жизни, но ее извлечение, то есть воспоминание чего-либо может быть сопряжено с большими трудностями.
Воспроизведение - процесс появления в сознании ранее воспринятой информации, выполнение заученных движений. При воспроизведении, образы, закрепленные в памяти, "оживают" быстро без вспомогательной, опорной информации.
Виды проявления памяти чрезвычайно многообразны. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия (признака) :
1. Объект запоминания
2. Степень волевой регуляции памяти
3. Длительность сохранения информации в памяти
От чего зависят способности к запоминанию
Здесь существует несколько факторов. В первую очередь, возраст - чем старше ребенок, тем лучше у него работает память.
Помимо возраста значение имеет накопленный багаж знаний - память развивается с увеличением объема знаний.
На развитие памяти также влияет уровень умственных способностей - чем больше малыш умеет делать, чем активнее он размышляет над чем-либо, тем больше он в состоянии запомнить. По мере взросления ребенка развиваются его умственные способности, и с ними вместе развивается память.
Особенности памяти дошкольника
Период с 3 до 7 лет психологи называют временем интенсивного психического развития. Дошкольный возраст – это период овладения социальными навыками через игры, общение со сверстниками и близкими взрослыми. В процессе познания окружающего мира память ребенка выполняет функции запоминания, сохранения и воспроизведения получаемой извне информации, способствуя, таким образом, всестороннему формированию личности.
Дети 6-7 лет способны оценивать возможности собственной памяти. Важную роль в этом играют личные воспоминания ребенка.
Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания.
Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет. Вначале произвольное запоминание и воспроизведение возникают при выполнении ребенком каких-либо поручений или заданий, особенно если они непосредственно связаны с основным видом деятельности детей этого возраста — игрой.
Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала — преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания.
Детям память необходима не только для повседневной жизни: от степени развития памяти зависят успехи в учебе, а потом и в профессии. Чтобы ребенок сумел прочно усвоить какие-либо сведения, он должен научиться удерживать в памяти новую информацию.
Мотивация вообще играет в обучении огромную роль: только она поможет стать незнакомым вещам близкими и интересными для тех, кто их изучает.
Блок 1. Упражнения для развития кратковременной памяти дошкольников.
1. «Фотоаппарат»
Цель: развитие зрительной, кратковременной памяти.
Ход игры : на полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет.
2. «Повторяй-ка»
Цель: развитие зрительной, кратковременной памяти, мелкой моторики.
Материал: карандаш, бумага.
Ход игры : нарисуйте простой узор, например: волнистая линия, ломаная линия, волнистая, ломаная и т. д. Ребенок должен рассматривать узор в течение 1-2 минут, затем вы прячете картинку, а ребенок по памяти рисует точно такой же.
3. «Съедобное - несъедобное»
Цель: развитие внимания, кратковременной памяти, координации движений.
Материал: мяч.
Ход игры : ребенок ловит мяч, если педагог, кидая его, называет съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловится. Так же можно играть, используя тематические группы: птица - животное, живое - неживое, тихое - громкое и т. д.
Блок 2: Упражнения для развития слуховой памяти дошкольников.
1. «Рассказываем сказку»
Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.
Ход игры : вариант 1- дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке. Вариант 2 - выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы.
2. «10 цифр»
Цель: развивать зрительную и слуховую память и внимание.
Ход игры : ребенку называется 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались. Например: 9 3 7 10 4 1 6 8 2 5
3. «Да и нет, не говорить»
Цель: развивать зрительную и слуховую память и внимание.
Ход игры : задача детей отвечать на вопросы, исключая ответы «да» и «нет».
Ты сегодня завтракал?
Тебе нравится твоя прическа?
Ты сегодня не опоздал в детский сад?
Сколько тебе лет?
Ты любишь смотреть мультфильмы?
Ты хочешь идти в школу?
Ты любишь, когда тебе читают сказки?
Тебе нравится смотреть мультфильмы?
Ты любишь гулять?
Ты любишь играть?
Снег идет летом?
Солнце светит ночью?
Суп едят вилкой?
Цыплята умеют плавать?
Снегирь - это перелётная птица?
Скворечник – это домик для насекомых?
Ёлка зелёная?
Блок 3: Упражнения для развития зрительной памяти дошкольников.
1. «Повтори за мной»
Цель: развитие зрительной памяти и внимания.
Материал: счетные палочки.
Ход игры : разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую – либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.) Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же.
Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.
Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.
2. «Ищем, что пропало»
Цель: развитие зрительной памяти и внимания.
Материал: предметные или дидактические карточки.
Ход игры : выкладываем карточки картинкой вверх для запоминания, а затем просим ребёнка отвернуться, и убираем одну-две карточки. Их-то и нужно вспомнить.
3. «Запомни картинки»
Цель: развитие у детей зрительной памяти.
Материал: набор картинок с изображениями знакомых предметов (стул, кукла, яблоко, кастрюля, тарелка).
Ход игры : Ребенок рассматривает картинки и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Педагог показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, нарисованный на картинке.
Блок 4: Упражнения для развития эйдетической памяти.
1. "Кто знает больше"
Цель: развитие памяти и внимания.
Ход игры : ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!
2. «Что принес олень?»
Цель: развитие памяти и внимания.
Материал: несколько фигурок животных (от 3 до бесконечности, несколько предметов или карточек с изображениями предметов.
Ход игры : по очереди работаем с каждым животным. Достаю оленя, говорю: «Привет, детки, вы знаете, что я вам сегодня принес?». Потом показываю им карточку с изображением любого предмета. Например, пары носков. Говорю от лица оленя: «Это мои любимые носки, подержите их, пожалуйста, я за ними еще вернусь». Отдаю детям карточку, а оленя убираю из поля зрения. И так проделываю с каждым животным. Начать можно с трех пар животное-предмет, постепенно увеличивая их количество.
Когда все карточки окажутся у детей, а животные спрячутся, можно начать по очереди их возвращать. «Здравствуйте, дети! Помните меня? Я сегодня что-то у вас оставил, но не могу вспомнить, что это было». Дальше понятно: дети должны подсказать оленю, что именно он оставил у них.
3. «Чемодан»
Цель: развитие объема памяти.
Ход игры : количество игроков: 3-12. Первый игрок говорит: "Я беру чемодан и кладу в него. огурец". Второй игрок продолжает: "Я беру чемодан и кладу в него огурец, дерево". И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Выигрывает тот, кто последним назовет правильно всю цепочку.
Блок 5: Упражнения для развития памяти с использованием мнемотехники.
1. «Что изменилось?»
Цель: формирование умения правильно называть предмет и его действие, замечать и называть различие в цвете и размере по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память.
Ход игры : воспитатель показывает детям поочередно пять разных картинок с изображением разных по размеру предметов. Дети их рассматривают. Вместе с детьми воспитатель называет отличительные признаки предметов. Если дети затрудняются, воспитатель помогает им наводящими вопросами. Далее воспитатель убирает одну из мнемокартинок, а дети угадывают, что изменилось. Тот, кто догадается первым, подходит к воспитателю и говорит тихо, чтобы другие не слышали. И так далее.
2. «Волшебные зонтики»
Цель: формирование умения правильно находить сравнивать и различать разноцветные узоры; развитие внимания, восприятия цвета, зрительной памяти.
Ход игры : игра проводится в удобном для детей месте. Воспитатель предлагает детям найти подходящую пару мнемокартинке (зонтику) по схожим узорам. Тот, кто соберет, больше всех пар мнемокартинок, станет победителем. Правила игры содержат 3 варианта : «Волшебные зонтики», «Поединок», «Ловкач».
3. "Чего не стало?"
Цель: формирование умения правильно называть предмет, называть его характерные признаки по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память, речь.
Ход игры : воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 мнемокартинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из мнемокартинок. Ребенок должен ответить на вопрос: "Чего не стало?".