Ирина Пичугина
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию «Родина моя — Кузбасс»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №158
«Детский сад комбинированного вида»
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию
«РОДИНА МОЯ – КУЗБАСС!»
Составитель:
Пичугина Ирина Валерьевна,
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Введение
Публикация «Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию „Родина моя — Кузбасс“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Кемеровская область. Кузбасс
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2020
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют :
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей : пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Проведение дидактических игр включает :
1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
3. Показ игровых действий.
4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.
Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей, а значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Актуальность темы:
Формирование исторических знаний по истории родного края - это сложный педагогический процесс, предполагающий совместную деятельность педагога, родителей и воспитанников. Региональный компонент – социально значим и необходим в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл работы по внедрению регионального компонента.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
В законе Кемеровской области от 28 декабря 2000 г. № 110-ОЗ «Об образовании в Кемеровской области» в главе первой говорится о том, что
«национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов определяет содержание, требования и объем знаний истории, природы, культуры, экономики, политико-правового устройства Кемеровской области в образовательных программах».
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- сохранение, распространение и развитие исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов, проживающих в Кемеровской области, развитие культуры межэтнических отношений;
- воспитание патриотов России и своей малой Родины – Кузбасса, высоконравственных граждан;
- формирование у подрастающего поколения целостного миропонимания и современного научного мировоззрения;
- систематическое обновление всех аспектов образования в рамках модернизации и реализации Федеральных Государственных Требований.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На мой взгляд, решением данной проблемы стала реализация цикл дидактических игр : «Родина Моя - Кузбасс!»
Я считаю, что такие дидактические игры позволят детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Игры развивают творческие способности дошкольников, помогают самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям
Задачи:
• Дать знания детям о родном крае: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты,
• Расширить знания детей о флоре и фауне Кемеровской области.
• Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• Познакомить с культурой и традициями Кемеровской области.
• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Описание:
Игра состоит из большой физической карты, разделенной по округам (районам). У каждого округа свой цвет. К карте прикреплены карманы с играми – заданиями:
1. Составь карту «Карта кемеровской области» : запомни собирая
Цель: закрепление у детей знаний о карте Кемеровской области, родном крае, изучение границ районов Кемеровской области.
Задачи:
1. формировать представления детей о местоположении Кемеровской области, о границах районов;
2. систематизировать знания детей о растительном, животном мире, полезных ископаемых, водных ресурсах Кузбасса;
3. развивать внимание, зрительную память, логическое мышление;
4. воспитывать гордость за наш край, прививать любовь к родному краю.
2. Узнай герб
Цель: закрепление знаний детей названий городов Кемеровской области, в определении герба.
Задачи:
1. формировать представления детей о гербе города, его местоположение на карте области;
2. развивать внимание, зрительную память, логическое мышление;
3. воспитывать желание узнать что-то новое.
3. Найдет тот, кто знает
Цель: закрепление знаний детей о полезных ископаемых.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о полезных ископаемых, их обозначение на карте, место добычи;
2. развивать речь, внимание, зрительную память, логическое мышление;
3. воспитывать желание узнать что-то новое, наблюдательность и любознательность.
4. Красная книга
Цель: закрепление знаний детей о флоре и фауне родного края
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о диких животных
2. Обобщать и закреплять знания детей о редких и исчезающих видах птиц и животных, включённых в Красную книгу Кемеровской области.
3. Активизировать словарь детей, умение логически выражать свои мысли.
4. Воспитывать бережное отношение к родной природе и ко всему живому.
Предлагаю конспект квест игры с использованием карты области и игр.
Квест игра для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию «РОДИНА МОЯ – КУЗБАСС!» с использованием карты
Первые и самые прочные представления о доме, малой родине, красоте природных богатств (животный мир, растительность, полезных ископаемых наши воспитанники получают в детском саду, и всю жизнь они будут соотносить с этими изначальными понятиями и образами, которые остаются в душе человека навсегда. Невозможно полюбить Отечество, не имея представления о «малой» родине, ее истории, природе, укладе быта, инфраструктуре.
Данная игра рассчитана на воспитанников старшего дошкольного возраста. Многие из них имеют недостаточные знания в области краеведения, и поэтому работа направлена на изучение и закрепление – родного края, природы, полезных ископаемых, которыми богат и знаменит наш край. Она знакомит их с «малой» родиной, Кемеровской областью в простой и доступной форме виртуального путешествия.
Путешествуя по родному краю, дети знакомятся с такими понятиями, как округ (район, граница, с символикой каждого округа (района, закрепляют названия городов нашей области, животный и растительный мир Кемеровской области.
Сама форма проведения занятия предполагает включение заданий развлекательного характера, что будет способствовать развитию интереса учащихся к теме занятия.
Количество участников – не ограничено.
Продолжительность мероприятия – 30 минут.
В жизни детей игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к педагогу, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет аспекты педагогики, заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия содержания.
Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей ко всему окружающему, которое является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое оно в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры.
В свою очередь усвоение знаний о родном крае, природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения ко всему окружающему.
Благодаря игровой деятельности повышается интерес детей к истории своей области, а значит и к своей стране. При правильной организации игры, она принесет максимальную пользу, особое внимание необходимо уделять созданию атмосферы посильности и увлеченности дидактической игрой. В разработанном комплексе игр по патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности дошкольников : их мысли и чувства, активизация поиска путей решения различных игровых задач, подчинение условиям и обстоятельствам игры, отношения между детьми в игре.
Материалы и оборудование: карта образец, карта разрезанная по округам, герба городов Кемеровской области на липучке, дикие животные, полезные ископаемые, большая самодельная цветная карта по округам области, конверты с заданиями, мяч, ребус
Предварительная работа:
а) рассматривание карты области, округи и границы, обозначения на карте полезных ископаемых, растений, животных;
б) выставка книг о Кузбассе, диких животных, растениях;
в) оформление альбома – города Кузбасса и их символика;
г) чтение «Рассказы для детей о Кузбассе»
д) оформление альбома - фотоиллюстрации с видами Кузбасса и природных ископаемых;
е) просмотр презентации «Горжусь тобой Кузбасс!», «Моя малая Родина – город Кемерово», «8 чудес Кузбасса»;
ж) рассматривание коллекции Полезные ископаемые», гербарии растений
з) сбор материалов и изготовление Лэпбуков «Труд шахтера», «Кемеровская область»
3. Домашнее задание семьям воспитанников – сделать гербарий разных растений для создания общего альбома, помощь в организации мини музея «Шахтерская слава», «Наш дом – Кузбасс»
Цель квест игры : Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры.
Задачи:
образовательная: расширить знания детей о Кемеровской области, городах, полезных ископаемых и природе, закрепить имеющиеся;
развивающая: развивать зрительное внимание, речь, логику, ориентацию, интерес к поисковой активности, формировать социально-коммуникативные навыки сотрудничества и доброжелательности;
воспитательная : формировать умение договариваться, воспитывать целеустремленность, инициативность, решительность, чувство гордости за свой край.
Словарная работа: Кузбасс, Кемеровская область, полезные ископаемые, черный и бурый уголь, золото, железная руда, округ, картограф
Ход игры:
Воспитатель в роли картографа входит в группу и обращается к детям. Воспитатель : Здравствуйте дети, я – картограф. Вы знаете, кто такой картограф? ( ответы: Картограф – специалист по составлению бумажных и электронных карт)
Воспитатель : Верно. Я несколько дней составлял и чертил карту нашей области, выделял каждый регион, размещал гербы городов, диких животных, полезные ископаемые, которыми богата и знаменита наша область. Ночью в окно ворвался ветер и разметал все по разным сторонам, а мне сегодня всю работу нужно было отдать в типографию для печатания. Вот я подумал и решил обратиться к вам за помощью. Поможете восстановить карту? (ответ детей – Да).
Воспитатель : Тогда разделимся на две группы и начнем восстанавливать карту. (Дети делятся на группы и подходят к столам)
Воспитатель : Начинаем. Отгадайте загадку, отгадка – это первое задание с чем нужно вам справиться:
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.
Её с собой берёт геолог,
турист, водитель, археолог. ОТВЕТ: КАРТА
Воспитатель : Верно! Вам нужно по образцу составить карту Кемеровской области. Раскрываем конверт под номером 1 и приступаем.
1. Составь карту «Карта кемеровской области» : запомни собирая
Цель: закрепление у детей знаний о карте Кемеровской области, родном крае, изучение границ районов Кемеровской области.
Задачи:
1. формировать представления детей о местоположении Кемеровской области, о границах районов;
2. систематизировать знания детей о растительном, животном мире, полезных ископаемых, водных ресурсах Кузбасса;
3. развивать внимание, зрительную память, логическое мышление;
4. воспитывать гордость за наш край, прививать любовь к родному краю.
Ход игры:
1. Собрать карту из частей опираясь на образец и цвет границ районов.
2. Назови округ и покажи на карте.
Для проведения игры требуется предварительная работа по ознакомлению дошкольников с картами (города, области, страны). Цветную физическую карту области (формат А4) разрезают на округи (районы) по границам. Предлагается собрать из частей целую карту области. ( Усложнение: собрать на время, собрать карту города, страны).
Воспитатель : Замечательно. Посмотрите какая красивая наша область. А кто может показать Кемеровскую область на карте России?
Воспитатель : Кто может показать и сказать с какими областями граничит наша область? (на севере – с Томской областью, на востоке - с Красноярским краем и Хакасией, на юге - с республикой Алтай и Алтайским краем, на западе – с Новосибирской областью).
Воспитатель : Хорошо. Умнички. Из вас получатся отличные картографы. А сейчас внимательно посмотрите на карту нашей области и скажите, что это за полоса разделяет на разные части нашу область? ( ответы: это граница, она разделяет на округи)
Воспитатель : А, что такое округ? ( ответ: это небольшие объединенные территории). А сколько их в нашей области? ( ответ: 19 округов)
Воспитатель : Все верно. В каждом округе есть города, поселки, деревни. А вы знаете города своей области? ( ответ: да).
Воспитатель : Какие вы знаете? (дети перечисляют города).
Воспитатель : Скажите, что есть у каждого города? ( ответ: символы, герб, флаг, гимн).
Воспитатель : Верно. И следующая ваша задача определить герб города и прикрепить на карту. Конверт номер 2. (Вывешивается карта области с липучками)
2. Узнай герб
Цель: закрепление знаний детей названий городов Кемеровской области, в определении герба.
Задачи:
1. формировать представления детей о гербе города, его местоположение на карте области;
2. развивать внимание, зрительную память, логическое мышление;
3. воспитывать желание узнать что-то новое.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть гербы городов области, проговорить чем они отличаются (что изображено). Далее детям предлагаются гербы и ориентируясь по карте сказать какого города данный герб и где находится этот город (на севере области, на юге и т. д.). Можно усложнить: переставить гербы на другие места и дать возможность ребенку правильно определить и переставить на свои места;
другой вариант – перевернуть гербы, разложить на столе. Ребенок наугад берет любой герб и определяет какой город и прикрепляет герб.
Воспитатель : Вы отличные помощники!
Воспитатель : Я думаю мы заработались. Мы с коллегами на работе любим делать зарядку, а вы?
Воспитатель : Предлагаю веселую разминку!
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнём мы ножки.
Согнём правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнём левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Воспитатель : Отлично размялись!
Воспитатель : Скажите, а округи нашей области одинаковы? ( ответ: нет)
Воспитатель : А что же разного между ними? В чем отличие одного от другого? ( ответы: местоположение, памятники, парки, заводы и т. д.)
Воспитатель : Все это верно, молодцы. Но все же главное отличие это месторождение и добыча полезных ископаемых. Вспомните и скажите чем славится наша область? ( ответ: добычей угля)
Воспитатель : Правильно. Но давайте вспомним карту полезных ископаемых, что еще добывают у нас? Что это за значки на карте? ( ответ: золото, железная руда, алюминиевая руда, черный уголь, бурый уголь и др.)
Воспитатель : Правильно. У вас на столах конверт номер 3. Ваше задание – ориентируясь картой полезных ископаемых прикрепить на карту карточки с изображением полезных ископаемых. Будьте внимательны.
3. Найдет тот, кто знает
Цель: закрепление знаний детей о полезных ископаемых.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о полезных ископаемых, их обозначение на карте, место добычи;
2. развивать речь, внимание, зрительную память, логическое мышление;
3. воспитывать желание узнать что-то новое, наблюдательность и любознательность.
Ребёнок берёт на столе полезное ископаемое, даёт краткое описание и прикрепляет на карту где его добывают. Игра повторяется. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ – образец.
Воспитатель : Здорово! Осталось самое сложное и я надеюсь что вы справитесь и с этим заданием. Хотите узнать сложнейшее задание? ( ответ: да)
Воспитатель : Тогда внимание! Перед вами ребус. Нужно вписать в пустую клетку первую букву картинки и прочитать какое последнее задание. Готовы? ( ответ: да)
Ребус
Ы
(Дети вписывают буквы и читают название – ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ)
Воспитатель : Вы молодцы! Наше задание – Дикие животные. Как вы думаете, много ли в нашей тайге диких животных? ( ответ: да)
Воспитатель : А, откуда вы знаете о диких животных? ( ответы: смотрели видеофильмы, читали рассказы, смотрели альбомы о животных, делали выставку книг и т. д.)
Воспитатель : Какие вы умные! Я с вами сейчас поиграю и посмотрю правда ли вы знаете много о животных.
Игра «Кидай и отвечай»
Воспитатель : Я сейчас поочереди буду кидать мяч и называть животное, вы кидаете обратно и говорите где оно живет ( например: жираф – Африка, лось – тайга и т. д.)
Игра «Назови детёныша»
Воспитатель : Я называю вам животного, а вы детёныша (детёнышей).
Медведица - …. (медвежонок, медвежата)
Рысь - … (рысенок, рысята)
Лисица - …. (лисенок, лисята)
Волчица - …. (волчонок, волчата)
Зайчиха - …. (зайчонок, зайчата)
Лосиха - ….(лосенок, лосята) и т. д.
Воспитатель : Молодцы. А сейчас внимание, конверт под номером 4. Вы должны разместить картинки животных на карте нашей области.
(Можно использовать только животных занесенные в Красную книгу Кемеровской области, можно всех)
4. Красная книга
Цель: закрепление знаний детей о флоре и фауне родного края
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о диких животных
2. Обобщать и закреплять знания детей о редких и исчезающих видах птиц и животных, включённых в Красную книгу Кемеровской области.
3. Активизировать словарь детей, умение логически выражать свои мысли.
4. Воспитывать бережное отношение к родной природе и ко всему живому.
Материал: картинки животных занесенные в Красную книгу Кемеровской области.
Воспитатель показывает картинки с изображениями животных, дети должны отгадать, кто изображен на иллюстрации и прикрепить животное на карту (или можно перевернуть картинки, дети сами берут, называют кто это и прикрепляют к карте).
Воспитатель : Замечательно! Я не ошибся что обратился именно к вам за помощью. Спасибо вам большое, что помогли мне восстановить карту. Теперь я могу спокойно отправиться в типографию и отдать материал в печатанье.
Воспитатель : Но перед тем как попращаться, загадаю вам загадку, а отгадка – это мой подарок вам. Готовы?
- Открыть свои тайны
Любому готова.
Но ты от неё
Не услышишь и слова.
- Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (ОТВЕТ – КНИГА)
Воспитатель : Верно. Эта книга о Кемеровской области. Читайте, изучайте свою малую родину, любите ее и гордитесь ей! До свидания!