Ирина Кузнецова
Дидактические игры «Блоки Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры «Блоки Дьенеша»
Вторая младшая группа:
Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»
Положить несколько блоков в мешочек и предложить ребёнку найти квадратные, круглые или треугольные фигуры. Можно усложнить задание: попросить достать большой круглый блок или маленький квадратный. Или предложить достать разные по толщине фигуры. Когда ребёнок достанет блок, можно уточнить, какого он цвета.
Публикация «Дидактические игры „Блоки Дьенеша“» размещена в разделах
Игры на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?»
Положить перед детьми 3-5 блоков, предложить запомнить их. После чего дети закрывают глазки, а воспитатель убирает один блок. Затем интересуется у детей, что пропало. Добиваться, чтоб ребёнок назвал цвет и форму фигуры.
Можно усложнить игру. Поменять местами блоки. Затем предложить детям восстановить первоначальный вариант.
Игра на развитие логического мышления «Что лишнее?»
Варианты игры могут быть использованы по цвету, форме или размеру. Воспитатель выкладывает, например, одинаковые по цвету блоки разной геометрической формы и специально кладёт среди них блок другого цвета. Предлагает детям подумать, какой блок лишний и почему.
Игра на логическое мышление «Продолжи дорожку»
Воспитатель выкладывает дорожку из блоков, чередуя, например, блоки круглой формы по цвету: то синий большой круглый блок, то красный большой круглый блок и т. д. несколько раз. Затем предлагает ребёнку внимательно посмотреть на дорожку и продолжить её. Вариантов игры может быть множество. Можно усложнить: предложить восстановить чередование из 3 фигур.
Игра на внимание «Найди пару»
Воспитатель раскладывает перед детьми разные блоки по одному и предлагает найти каждой фигуре пару. Затем просит назвать признаки: цвет, форму и размер подобранных фигур.
Дидактическая игра «Волшебное дерево»
Цель: классифицирует блоки по трем признакам (цвет – форма – размер) и выделяет основные признаки.
Материал: Дерево с ветками без листьев, обозначен цвет веток, на ветках изображены символы фигур – листьев, набор блоков.
Ход игры.
Воспитатель предлагает вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая ветка имеет свой цвет. Дети выбирают геометрические фигуры по цвету и располагают «листики» на ветках.
Дидактическая игра «Паровозики»
Цель: классифицирует блоки по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру;
Материал: набор логических блоков Дьенеша, игрушки: медвежонок, заяц.
Ход игры.
Воспитатель: - Ребята, к нам пришла телеграмма от наших друзей Мишки и Зайки. Они пишут, что хотели приехать к нам в гости, но сейчас лесу намело много снега, и они не знают, что им делать, как добраться к нам. Они приглашают нас приехать к ним в гости, и полюбоваться каким красивым стал зимний лес. Воспитатель предлагает детям построить волшебный паровозик для поездки в лес, чтобы навестить любимые игрушки. Паровозик нужно строить по правилам: - чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); - чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; размеру и форме; толщине); чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме; - чтобы рядом были фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разной формы. Воспитатель: Вот мы и построили волшебный паровозик, а теперь поедем в лес к друзьям. Загудел паровоз и вагончики повез. Вот приехали мы в лес, полный сказочных чудес. А вот и наши друзья: Мишка и Зайка. Они нас долго ждали и хотят с нами поиграть. Давайте поиграем вместе. Подвижная игра: «По порядку становись», «Найди свое место» и другие.
Мы весело играли с нашими друзьями, а теперь пора возвращаться домой. До свидания Мишка и Зайка. Теперь мы приглашаем вас в гости к нам.
Дидактическая игра «Собери бусы»
Цель: находит закономерности в ряду и продолжает этот ряд. Анализирует и сравнивает их в соответствии с заданием.
Материал: мешочек, набор логических блоков Дьенеша, цветная нить для бус.
Ход игры.
Выложите перед ребенком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите сделать бусы, как эти. Продолжить ряд по образцу.
Средняя группа:
Дидактическая игра «Рассели жильцов»
Цель: классифицирует и обобщает геометрические фигуры по признакам.
Материал: набор логических блоков Дьенеша, «домик для блоков».
Ход игры.
В группе детского сада жили – были блоки. И домом для них была одна общая коробка, в которой блокам было темно и тесно.
И дети вместе с воспитателем решили поселить их в большом и просторном доме. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж.
Дидактическая игра «Угощение для медвежат»
Задачи: Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые»
Материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша.
Ход игры : В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы.
Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).
Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.
Дидактическая игра «На свою веточку»
Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам.
Материал: Комплект из 24 фигур (четыре формы, три цвета, две величины). Каждая фигура - носитель трех важных свойств: формы, цвета, величины, и в соответствии с этим название фигуры состоит из названия трех свойств: красный, большой прямоугольник; желтый, маленький круг; зеленый, большой квадрат и т. п.
Ход игры : На рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветви какая «вырастет» фигура, возьмем, например, зеленый, маленький прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви двигаться дальше? По правой, у которой изображен прямоугольник. Дошли до следующего разветвления. Дальше елочки показывают, что по левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой – маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке. Здесь и должен «вырасти» маленький зеленый прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами. Аналогично проводиться игра со следующим рисунком.
Дидактическая игра «Угадай, какую фигуру я загадал»
Задачи: Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию
Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, карточки – обозначения свойств, карточки с отрицанием свойств
Ход игры : Педагог выкладывает перед ребенком набор карточек, описывающих какой-либо блок. Ребенок находит нужный блок и, если ответ верен, сам загадывает и описывает с помощью карточек какой-либо блок.
Дидактическая игра «Художники»
Задачи: Развивать умение сравнивать фигуры по их свойствам, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).
Материал: «Эскизы картин» - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков.
Ход игры : Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) - выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники
придумывают название к своим картинам.
Дидактическая игра «Магазин»
Задачи: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор
Материал: Товар (карточки с изображением предметов) Логические фигуры.
Ход игры : Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)
Старшая группа:
«Найди такую же фигуру»
Вариант 1. Положите перед ребёнком любую фигуру и попросите его найти фигуры, такие же, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине)
Вариант 2. Положите перед ребёнком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме.
Вариант 3. Положите перед ребёнком любую фигуру и предложите ему найти такие же по форме, но не такие по цвету.
«Найди НЕ такую фигуру»
Положите перед ребёнком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
«Наведи порядок»
(сортировка, группировка)
«Цепочка»
Вариант 1. Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, жёлтый, красный (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.
Вариант 2. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
«Цепочка» (усложнение)
Вариант 3. Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.)
Вариант 4. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д.
Вариант 5. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
«Кто быстрее соберет блоки»
Вариант 1. «Собери урожай»
Детям предлагается игровое упражнение: Кто быстрее всех соберет все красные блоки? и т. д.
Вариант 2. «Поручения»
Каждому ребёнку по - очереди поручается собрать все круглые блоки и т. д.
Вариант 3. «На свое место»
Все толстые блоки положите на свое место - в большой обруч и т. д. Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали все быстро и качественно
«Волшебный мешочек»
(определяем форму и величину)
Содержание:
1 вариант. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребёнка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
2 вариант. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребёнок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
«Что изменилось?»
Вариант 1. Перед ребёнком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребёнок должен заметить изменения.
«Третий лишний»
Выложите три фигуры. Ребёнку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине)
«Найди пару»
Каждой фигуре нужно найти пару по одному из признаков, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т. д.
«Подбери»
Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
«Собери бусы»
Ребёнку предлагается выложить блоки Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т. д.
«Составь изображение»
Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
орабли.