таиса кувалдина
Дидактическая многофункциональная игра «Ёжики»
▼ Скачать + Заказать документы
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, пищу, строили жилище, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились…
Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Своя рука – владыка», «Работать не покладая рук», «Как рукой сняло».
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Публикация «Дидактическая многофункциональная игра „Ёжики“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Еж, ежик. Игры, дидактические пособия
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2015
По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её «святая святых» - мозга.
Для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки – аксиома.
В 20 веке такие исследователи, как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, М. М. Кольцова, Н. М. Аксарина, Н. М. Щелованов доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития.
Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
Первый этап мышления называют наглядно- или предметно-действенным. С полным основанием такое мышление можно назвать «ручным» - ведь только манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.
Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт ко второму этапу – наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо», «Дай такую букву, как баранка».
Третий этап – словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.
В ИТОГЕ ПРИХОДИМ К ВЫВОДУ:
начало развитию мышления даёт рука.
Как писал физиолог И. П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствием слабого развития моторики становится неготовность современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.
Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим и личностным развитием ребёнка. Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка является дидактическая игра. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели :
- обучающую, которую преследует взрослый
И
- игровую, ради которой действует ребёнок.
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений действий при сохранении эмоционально положительного отношения детей к заданию, что очень важно при развитии ручной моторики у детей.
Созданная мной игра развивает у детей мелкую моторику, активную речь и, следовательно, умственное развитие.
Дидактическая
многофункциональная
игра
«Ёжики»
Игра способствует :
-развитию умения играть рядом,
-формирует умение подождать,
-развитию мышечной силы рук и пальчиков,
-массажу подушечек пальцев и ладоней,
-запоминанию цвета,
-развитию активной речи,
-умственному развитию.
Оборудование:
Прозрачная банка, в крышке которой проделано отверстие для проталкивания шариков.
Шарики - «ёжики» двух размеров и разных цветов.
Корзинка для хранения шариков – «ёжиков».
Ход игры:
Одновременно играют 3 – 4 ребёнка. Сначала берутся шарики меньшего размера. Дети стоят вокруг стола. На столе корзинка с шариками и банка закрытая крышкой с дырочкой. Воспитатель придерживает банку. Дети берут шарики и катают их в ладонях, затем по очереди проталкивают шарики в банку через отверстие в крышке. Так до тех пор, пока банка не заполнится. Далее откручивается крышка, шарики высыпаются в корзину и игра повторяется до тех пор, пока есть у детей желание.
Усложняется игра тем, что дети, беря шарик и прокатывая его в ладонях, называют цвет шарика. Цвет шариков: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный.
Далее берутся шарики чуть большего размера, которые проталкиваются в отверстие в крышке с трудом, что способствует развитию мышечной силы рук и пальчиков, а так же происходит массаж подушечек пальцев. Шарики берутся разнообразных цветов.